Демографическая политика Казахстана: плюсы и минусы

Некогда развитые промышленные и аграрные регионы Казахстана могут просто остаться без населения. Речи идет о Северном Казахстане. В дореволюционный и советский период, а особенно во времена освоения целинных и залежных земель, области Казахской ССР, граничащие с РСФСР, были местом миграционного притяжения. Тогда здесь происходило интенсивное формирование промышленных регионов, развитие зернового агропроизводства и, соответственно, сопутствующая социальная инфраструктура получала развитие: строились школы, больницы, вузы, дороги и др.
Сейчас миграционный маятник качнулся в другую сторону, и некогда развитый Северный Казахстан может остаться без населения. Так, в конце прошлого года в ряде казахстанских СМИ прошла очередная уже известная и тем не менее сенсационная информация. В северном Казахстане наблюдается демографическая катастрофа, выразившаяся в естественной убыли, и в миграционном оттоке населения. Разница между въехавшими и выехавшими в пользу последних только в Северо-Казахстанской области составила 2880 человек за прошлый год, и это при учете пандемийных ограничений. При этом около 55% оттока населения приходится на внутреннюю миграцию, а 45% – на внешнюю, которая преимущественно идет в Россию.
Что не так с демографической динамикой в Казахстане?
Каждый официальный отчет национального бюро статистики о демографических изменениях попадает в новостные сообщения крупных казахстанских СМИ. Это неудивительно, ибо в данном вопросе неоспорима одна политическая аксиома, что демографический ресурс является основным для политической власти, воспроизводящей все остальные ресурсы в государстве. От качества и количества человеческого капитала зависят как экономические ресурсы власти (создание материальных ценностей, уплата налогов и пр.), так и социально-политические (группы и слои населения, за поддержку которых борются власть и оппозиция в стране для реализации своей политики).
Кроме этого, демографические показатели являются одной из оценочных характеристик геополитической динамики регионов, указывая на потенциал отдельно взятого государства оказывать влияние на региональные и в целом мировые процессы.
Однако для Казахстана интерес к демографическим процессам обоснован еще и тем, что страна относится к категории малонаселенных стран с неравномерным распределением населения. Что существенно сказывается на вопросах национальной безопасности страны и совсем не в пользу государства.
Республика Казахстан занимает 9 место в мире по площади своей территории, но имеет низкую плотность населения – около 7 человек на один квадратный километр. В сравнении со средней плотностью населения мира (по данным 2018 г.) в 55,7 человек на квадратный километр – казахстанский показатель ниже более чем в семь раз. По этому параметру страна в мировом рейтинге занимает только 184 место.
Также отрицательным демографическим фактором является продолжающаяся пока депопуляция северных областей республики. Тенденция начала формироваться в начале 90-х после распада СССР, когда из Казахстана массово стали переселяться русские и другие лица, подпадающие под понятие «российские соотечественники». По разным оценкам, в первые десять лет с момента принятия конституционного закона о независимости республику покинуло от 1,5 до 2 млн. человек.
Вследствие неравномерного спроса на трудовые ресурсы в стране сложилось несколько центров притяжения внутренней миграции, в которые «утекает» население из северных областей.
Так, по данным информационного агентства «LS Aqparat» по I кварталу 2021г., самым популярным направлением для переезда внутри страны стал г. Алматы, куда за первые три месяца текущего года переселились около 16,9 тыс. человек. В Нур-Султан за этот период переехали 16,4 тыс. человек. В пятерку лидеров по притяжению внутренних мигрантов также вошли Шымкент (12,6 тыс. человек), Алматинская (9,3 тыс. человек) и Туркестанская (7,8 тыс. человек) области.
Данные «LS Aqparat» частично соотносятся с ежеквартальным анализом демографии и рынка труда, проводимого АО «Центр развития трудовых ресурсов». По этому исследованию за III квартал 2019 года прирост населения в РК произошел в Нур-Султане (+4,1%), Алматы (+3,0%), Мангыстауской области (+2,7 %), Шымкенте (+2,5 %) и Атырауской области (+1,7%). Численность же населения сократилось в процентном соотношении в Северо-Казахстанской области (-0,7%), Восточно-Казахстанской области (-0,4 %), Кустанайской области (-0,3%), Акмолинской области (-0,2 %) и Павлодарской области (-0,1%).
По прогнозам, которые озвучил в 2019 году Биржан Нурымбетов, будучи в тот период Министром труда и соцзащиты РК, к 2050 году население республики увеличится и достигнет около 24,5 миллионов человек. При этом на севере Казахстана оно к этому году может сократиться еще на 900 тыс. человек, а на юге вырасти на 5,3 миллиона человек.
В настоящее время сложившийся дисбаланс между севером и югом республики выглядит следующим образом (по состоянию на 1 апреля т.г.): 5 450 002 человек на севере, с учетом Нур-Султана, к 9 169 600 человек на юге, с учетом Алматы и Шымкента. Перевес в пользу юга составляет 3 719 598 человек.
Как решается демографическая проблема в стране?
Для снижения существующего демографического дисбаланса правительство Казахстана реализует в настоящее время государственную программу развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Еңбек». Миграционная часть этой программы состоит из проектов «Серпін» и повышения мобильности трудовых ресурсов. Оба вектора направлены на стимулирование переселения из трудоизбыточных областей в трудодефицитные.
Только «Серпін» направлен на учебную миграцию, вследствие которой ежегодно в вузы и колледжи северных, восточных и западных областей поступают на отдельные гранты абитуриенты с юга Казахстана, которые обеспечиваются общежитиями, стипендией и рабочим местом после получения диплома.
По проекту повышения мобильности трудовых ресурсов государством оказывается финансовая помощь добровольным переселенцам, решившим переехать с юга на север страны. В пакет такой помощи входит предоставление субсидий: на переезд; на возмещение расходов по найму (аренде) жилья и оплату коммунальных услуг ежемесячно в течение 12 месяцев. Кроме добровольных переселенцев – южан в этом проекте также могут принимать участие кандасы (бывшие оралманы) – этнические казахи, являющиеся представителями зарубежной казахской диаспоры и принявшие решение переселиться на ПМЖ в Казахстан.
Помимо попытки правительства РК таким способом регулировать миграционные процессы, чтобы выровнять сложившийся демографический дисбаланс между севером и югом, эти проекты способствуют изменению этнического ландшафта северных областей.
Как известно, Казахстан, и в основном северные, восточные и отчасти западные его регионы, в свое время испытали несколько миграционных волн из России. Активное заселение начало происходить еще с 70-х годов XIX века. Так в книге «Северо-Казахстанская область: страницы летописи родного края», вышедшей в издательстве «Казахстан» в г. Алматы в 1993 году, авторы отмечают, что самовольные переселенцы из России на север Казахстана составляли от 60 до 85 % всего переселенческого движения, которое было частью аграрной политики царского правительства.
После этого, уже в советское время, были новые миграционные волны извне, обусловленные индустриализацией республики, эвакуацией из прифронтовых регионов СССР в годы Великой Отечественной войны и освоением целинных и залежных земель. В итоге север Казахстана к концу советского периода имел русифицированный этнический ландшафт, а также промышленные комплексы, встроенные в общесоюзные производственные связи, распавшиеся с ликвидацией СССР.
В первое постсоветское десятилетие, после массового выезда части русского населения республики, этнический баланс резко изменился в процентном отношении, а применяемые меры, направленные на регулирование миграционных процессов, могут ускорить этот процесс.
Как развивать север без ущерба населению?
Выход из сложившейся демографической проблемы в прошлом году предложил президент Казастана К.-Ж. Токаев. В своем втором послании народу Казахстана он предложил ориентироваться на рынок российского приграничья, имеющего объем порядка 30 млн. человек. С экономической точки зрения, появление предприятий, ориентированных на российское приграничье, может создать условия для снижения внутренней, а возможно и внешней миграции с севера республики, создаст дополнительные рабочие места и увеличит финансовое положение региона. Аналогично, что по другую сторону границы в ряде российских регионов происходят точно подобные процессы оттока населения, поэтому приграничное сотрудничество в сфере экономики может оказать благоприятное воздействие на демографию пограничья двух стран.
Однако более действенное решение проблемы депопуляции севера республики лежит в создании приемлемых условий проживания для всех. Вопросы о демографии и национальной безопасности будут отпадать сами собой, когда людям есть где жить и хорошо питаться.
То есть вместо заместительной демографической политики, которая пока не приносит существенных результатов, можно было бы попробовать изменить экономическую политику, что, несомненно, положительно скажется на демографической ситуации ряда регионов РК. На сегодняшний день огромный приток средств идет на развитие городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент и Туркестан. Более благоприятной политикой не только для Северного Казахстана, но и для всех остальных регионов стала бы политика развития областей. А точнее, сохранения значительных средств в местных бюджетах без выкачки в пользу городов вышеназванных. Северный Казахстан буквально является центром промышленности Казахстана, в данном регионе сконцентрированы как предприятия гражданской промышленности, так и предприятия стратегического назначения оборонно-промышленного комплекса. Печальной ситуацией является тот факт, что предприятия не получают сильной и централизованной поддержки со стороны государства, а зачастую оставленные выкарабкиваться самостоятельно. Наиболее показательный пример касается Петропавлоского Завода Тяжелого Машиностроения (ПЗТМ). До недавнего времени предприятия находилось в плачевном состоянии и ей грозило сокращение или же вовсе забвение, что было бы катастрофой.
На данном примере можно построить картину большинства промышленных предприятий на Севере Казахстана. Стимулирование и долгосрочные государственные контракты, вот то, что помогает состояться предприятиям и выйти из кризисов. Для Казахстана, это особенно актуально. Экономическая поддержка нужна для модернизации станковых мощностей и обучению а также переподготовки кадров, а долгосрочные контракты дадут возможность предприятию подняться на ноги до выхода в свободное рыночное плавание.

Кайрат Коканов