Приоритет – прозрачность и открытость

Обеспечение прозрачности законопроектов и принимаемых государственными органами решений – один из важных аспектов концепции «Слышащего государства» Президента Казахстана. За два года президентства Касым-Жомарта Токаева прошли большие изменения в общественном сознании, в подходах принятия государственно-управленческих решений. Стали «открываться» в работе с населением, обществом – государственные органы. Провозглашенная концепция «Слышащего государства», простым и доступным языком объяснила, что краеугольным камнем взаимоотношений общества и государства должны быть принципы взаимной, обратной связи власти и народа, прозрачность и понятность принимаемых решений, движение «к справедливому обществу и эффективному государству». Сейчас министры, то есть представители исполнительной власти более открыты чем даже представительной. Они владеют ситуацией, оперативно реагируют, быстро принимают решения. То есть концепция «слышащего государства» в действии. В своем Послании Глава государства остановился на приоритетах и акцентах. Так важна и актуальна стратегия «Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство». Это еще не свершившийся факт, а цель, к которой мы должны двигаться ускоренными темпами. Эта формула политической системы является основой стабильности государства. Глава государства Касым-Жомарт Токаев указал, что «наша общая задача – воплотить в жизнь концепцию «Слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан. Только путем постоянного диалога власти и общества можно построить гармоничное государство, встроенное в контекст современной геополитики. Поэтому необходимо поддерживать и укреплять гражданское общество, вовлекать его в обсуждение наиболее актуальных общегосударственных задач с целью их решения. Именно для этого создан представительный по своему составу Национальный Совет общественного доверия, который будет работать по ротационному принципу.» И на фоне работы НСОД мы видим, как этот институт прямого диалога государства и гражданского общества – эффективно работает.
А вот к прозрачности обсуждения и принятия законопроектов, деятельности парламента по всестороннему и объективному освещению законопроектной деятельности – мы только идем. Если законопроекты, проходящие через межведомственную комиссию по законопроектной деятельности при Правительстве – освещаются в средствах массовой информации, сами законопроекты доступны в электронном формате на сайте «Открытые НПА», то еще не все в порядке с законопроектами, инициированными депутатами Мажилиса и Сената. Все еще сохраняется – недоступность в освещении законопроектной деятельности. Но, надеемся, в будущем все изменится. Создан Институт парламентаризма, призванный помогать осуществлять экспертную работу при разработке законопроектов. Сейчас обсуждает законопроект об общественном контроле, который также усилит конструктивное взаимодействие государств и гражданского общества, более шире раскроет потенциал концепции «Слышащего государства». В нем необходимо предусмотреть и четкие определения объектов общественного контроля. Так предлагается, чтобы к объектам общественного контроля относились — органы и учреждения всех ветвей властей, представительной, исполнительной, законодательной государственной власти, государственных органов и органов местного государственного управления; государственных учреждений, не являющихся государственными органами, государственных предприятий, товариществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ, в том числе национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний, учредителем, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилиированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан; организаций, являющихся исполнителями функций центральных и (или) местных исполнительных органов; юридических лиц, являющихся получателями бюджетных средств. К примеру, уже сейчас есть Общественные советы по взаимодействию с судами – участвующие в кадровом отборе судей. Но никто не вмешивается в главную функцию — осуществление правосудия. Прозрачный кадровый отбор во все государственные органы, общественный контроль за работой кадровых служб, которые часто нарушают конституционные права граждан – в данное время просто необходим. При законопроектной деятельности важно было использовать и опыт существовавшей в 2007 году – Общественной палаты при Мажилисе.
Отсюда вывод. Что понимание концепции «слышащего государства» будет и дальше наполняться более содержательным и важным контентом и это будет более усиливать эффективность защиты конституционных прав наших граждан и продвигать к построению правового и эффективного государства, справедливого общества.

Марат Башимов