В рамках реформ в судебной системе в Казахстане с 1 июля 2021 года начала функционировать административная юстиция — заработали новые специализированные межрайонные административные суды

29 июня 2020 года Главой государства подписан Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее – АППК), который введен в действие с 1 июля 2021 года. В нем объединены два законопроекта: об административных процедурах и административно-процессуальный кодекс.
Очень долго, более 11 лет обсуждалась целесообразность внедрения административной юстиции в Республике Казахстан. Были большие противники, особенно, институты исполнительной власти. Боялись, что граждане начнут требовать восстановления своих нарушенных прав в административно-правовой сфере. А это сфера самая болезненная, где массово нарушаются права наших граждан.
Целью принятия АППК является внедрение и функционирование эффективных механизмов защиты прав граждан при рассмотрении публично-правовых споров, а также установление гарантий, которые позволят нашим гражданам реально принимать участие в процессе принятия решений органами власти. Основными задачами АППК является регулирование общественных отношений, связанных с административным судопроизводством по разрешению споров в сфере государственного управления, с осуществлением административных процедур. Этот институт называется административной юстицией.
В большинстве европейских стран, таких как Германия, Франция…институт административной юстиции функционирует в виде административного судопроизводства и административных судов. Обязательным признаком таких судов является рассмотрение именно публично-правовых споров между частным лицом и органом власти.
В Казахстане публично-правовые споры частных лиц с государственными органами до 1 июля текущего года разрешались в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса РК общими судами. Например, дело по спору между гражданином и государственным органом рассматривалось судом общей юрисдикции. Спор между юридическим лицом и государственным органом – в специализированном экономическом суде. В то же время, ранее специализированные административные суды рассматривали большое количество дел об административных правонарушениях, жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, а также мелкие уголовные дела, за совершение которых предусматривается административная мера взыскания в виде штрафа, лишения права управления транспортным средством, а также ареста.
С 1 июля текущего года в нашей республике заработали новые специализированные межрайонные административные суды, специализирующиеся на публично-правовых спорах. Для усиления защиты прав граждан созданы 21 новый административный суд, из них 17 в областных центрах и дополнительно 4 — в городах Каскелене, Семее, Жезказгане, Экибастузе. В Верховном суде РК начала работать новая судебная коллегия по административным делам.
В связи с изложенным, считаем положительным достижением АППК:

  • введение понятия «административный орган», позволяющий распространять нормы проекта Кодекса как государственных, так и негосударственных органов в том случае, — если она связана с реализацией прав граждан;
  • введение дополнительных принципов с целью защиты частных лиц от злоупотреблений со стороны органов власти: «принцип приоритета прав», который обяжет правоприменителей толковать все противоречия и неясности актов законодательства в пользу граждан; «принцип соразмерности» даст возможность проверить устанавливаемые ограничения с учетом пригодности, необходимости и пропорциональности преследуемой цели;
  • установление процедурных гибких гарантий заинтересованного гражданина до принятия окончательного решения органом власти. При этом, каждому гражданину предоставляется возможность ознакомиться с материалами, на основе которых административный орган вынес правовое решение;
  • закрепление последовательности процедурных стадий органов власти от стадии возбуждения процедуры до принятия решения;
  • внедрение особого порядка отмены правовых решений государственного органа;
  • внедрение механизмов административной юстиции, то есть административного вида судопроизводства с активной ролью судьи в процессе собирания доказательств;
  • внедрение института судебного контроля за исполнением судебных актов;
  • введение возможности применения судами денежных взысканий как одного из видов процессуального принуждения;
  • введение процедуры обязательного досудебного обжалования решений, за исключением отдельных категорий споров. При этом, предусматривается возможность проверки решений на предмет законности и целесообразности.
    Полагаем, что досудебный способ обжалования, введенный в АППК, даст возможность административному органу самому проверить и исправить возможные ошибки. И как следствие, — повысится эффективность, компетентность работы государственного органа.
    Очень важно знать, что основной целью административной юстиции является предоставление возможности оперативно, четко, справедливо и законно регулировать отношения частных лиц с государственными органами. Задача административной юстиции – охрана прав и свобод граждан от незаконных действий (бездействий) органов государственного управления. Считаем, что функционирование административной юстиции будет способствовать улучшению работы различных государственных органов, а также повлияет на качество выносимых решений публичной администрации. Выражаем надежду, что принятый Административного процедурно-процессуальный кодекс позволит не только усилить защиту прав граждан при рассмотрении споров с органами власти, но и повысить гражданскую активность в процессе принятия управленческих решений на уровне государства, а механизмы административной юстиции получат высокий уровень доверия у граждан.

Айым Шаяхметова
Судья Есильского
районного суда