6 марта президент РК Токаев подписал Указ об утверждении новой Концепции внешней политики Казахстана на 2020-2030 годы. Одновременно завершилось действие предыдущей концепции, принятой на 2014-2020 годы.
Заметно то, что по сравнению с прочими подобными документами государственного развития в сфере экономики, например, пятилетними программами индустриально-инновационного развития, в концепции внешней политики практически нет конкретных целевых индикаторов. При этом результаты в виде изменений в геополитическом статусе Казахстана, условиях развития сотрудничества с ключевыми партнерами и на региональном уровне заметны сразу.
Одним из заявленных ранее приоритетов, по развитию внутрирегиональной интеграции в Центральной Азии в 2014 году выглядел малореальным на фоне взаимного недоверия, территориальных претензий, экономических и политических проблем в отношениях между странами региона. Тем не менее, в марте 2018 года был запущен механизм консультативных встреч лидеров государств Центральной Азии. Позиции центральноазиатских государств в целом схожи, это и вопросы безопасности, торговли, транспортной инфраструктуры, экологии, культуры и образования. И по всем этим вопросам центральноазиатские государства ориентированы на расширение регионального сотрудничества.
Отдельно стоит отметить проводившиеся по инициативе казахстанского МИДа встречи глав дипломатических ведомств стран Центральной Азии на полях международных форумов.
Кроме того, на уровне министров иностранных дел были запущены диалоги в формате «Центральная Азия плюс» с США, ЕС, Китаем, Россией, Индией, Японией и Южной Кореей.
В 2017 году Казахстану важным достижением стало серьезное продвижение по вопросу международно-правового оформления границ с государствами Центральной Азии. Завершилась делимитация государственной границы с Узбекистаном и демаркация границы – с Кыргызстаном.
После избрания в Совет Безопасности ООН Казахстан использовал возможности этой самой влиятельной международной организации для продвижения интересов всех пяти центральноазиатских государств. Во время своего председательства в Совете Безопасности в январе 2018 года казахстанской дипломатией были инициированы дискуссии по ситуации в Афганистане и мерам по укреплению мира, безопасности и развития в Центральной Азии, имевшие результативность.
Предыдущая Концепция говорила, что Казахстан рассматривает евразийскую экономическую интеграцию в качестве одного из действенных способов продвижения страны на устойчивые позиции в системе мирохозяйственных связей, а потому будет укреплять Таможенный союз и Единое экономическое пространство в целях создания на этой основе Евразийского экономического союза.
Данная цель была достигнута 1 января 2015 года, был создан Евразийский экономический союз. С тех пор идет работа над тем, чтобы повысить его эффективность как инструмента содействия взаимной торговле, привлечению инвестиций и экономическому росту.
В рамках политики многовекторности в декабре 2015 года Казахстан подписал Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом.
А 12 августа 2018 года в Актау была подписана историческая Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, завершившая длительный переговорный процесс и открывшая новые возможности для сотрудничества прикаспийских государств.
Важнейшим приоритетом внешней политики стало построение мира без ядерного оружия. В декабре 2015 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию по достижению мира, свободного от ядерного оружия, инициатором которой выступил Первый президент Нурсултан Назарбаев. А 7 июля 2017 года был принят Договор о запрещении ядерного оружия, одним из авторов которого был Казахстан.
Подытоживая результаты предыдущей стратегии, Концепция внешней политики на 2014-2020 годы продемонстрировала свою эффективность как документ стратегического планирования. В рамках утвержденного тогда курса была выстроена вся политика Казахстана, а последовательная реализация привела к тому, что были достигнуты все поставленные цели с долгосрочной перспективой.
Разработка новой Концепции внешней политики до 2030 года происходила под воздействием комплекса внешних и внутренних факторов.
Мир не стоит на месте, с момента утверждения предыдущей Концепции прошло много времени и кардинально поменялась обстановка в мире. Казахстану требовалась актуализация внешнеполитического курса и расширение дипломатического инструментария под новые реалии.
Внешнеполитические приоритеты Казахстана, значительные по своему объему, разбиты на несколько блоков. Первыми поставлены приоритеты Казахстана на международной арене, а начинают этот блок те, которые относятся к поддержанию международного мира и безопасности.
Государственная политика по внешним вопросам поставила перед собой цель содействия восстановлению и укреплению атмосферы доверия в международных отношениях на базе целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций, продвижение многостороннего взаимодействия на основе равноправия и компромисса.
Эта формула включает в себя сразу несколько принципиально важных для Казахстана аспектов.
Во-первых, Казахстан выступает за мировой порядок, основанный на нормах международного права, в том числе принципах Устава ООН. Об этом Глава государства заявил и в своем недавнем выступлении на 75-й сессии Генассамблеи ООН. «Сегодня наш общий моральный долг – продемонстрировать приверженность основным целям и принципам Устава ООН», – сказал он.
Во-вторых, одной из ключевых задач является преодоление кризиса доверия в международных отношениях. В качестве одного из инструментов для решения этой задачи названо Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии.
И первые результаты уже имеются, включенная в Концепцию задача трансформации СВМДА в региональную организацию по безопасности и развитию была подтверждена с трибуны Генассамблеи ООН Президентом РК Касым-Жомартом Токаевым.
Центральноазиатский вектор остается в числе приоритетных. При этом в новой концепции закреплен геополитический статус Казахстана как ответственного участника мирового сообщества и государства-лидера в Центральной Азии. А задача по приданию Хабу ООН в городе Алматы статуса межрегионального центра ООН по Целям устойчивого развития уже была подтверждена Касым-Жомартом Токаевым в его выступлении на Генассамблее.
Во внешней политике Концепция «слышащего государства» делает усиленный акцент на продвижение и защиту интересов казахстанских граждан и казахстанского бизнеса.
Вторыми по значимости идут приоритеты в области экономической дипломатии. Первоочередная задача в данном секторе делает отсылку к общему экономическому курсу ранее озвученном Президентом РК Токаевым. А именно, привлечение международных ресурсов и потенциала к трансформации национальной экономики, в том числе в рамках реализации программ индустриализации и развития «экономики простых вещей».
В рамках продвижения интересов и распространения собственного влияния, а также содействие мировому сообществу по оказанию официальной помощи и развитию, создан специальный инструмент – Казахстанское агентство международного развития «KazAID».
Реалии COVID-19 существенно перестроили взаимодействие в мире. На передний план также вышли вопросы медицинской дипломатии, цифровой и гуманитарной. В общем, новые реалии вносят серьезные изменения, под которые необходимо уметь быстро подстраиваться.
Тимур Башимов