Совершенствование правовой политики Казахстана

Правовая политика важный элемент в взаимоотношениях государства и общества. На протяжении независимости РК государством не раз создавалась концепция правовой политики на ближайшие 5-10 лет. Каждая редакция приносила определенные нововведения и до сего дня последний раз Концепция обновлялась в 2009 году.
Однако, уже в этом году, по инициативе Министерства Юстиции РК была утверждена новая Концепция правовой политики до 2030 года.
Концепция правовой политики Республики Казахстан до 2030 года является программным документом, определяющим приоритетные направления развития национального права, правоохранительной и судебной систем, внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, а также правового образования и правовой пропаганды.
В рамках реализации предыдущей Концепции правовой политики на период с 2010 по 2020 года были приняты меры по модернизации казахстанской правовой системы, с целью усовершенствовать модель государственного управления, направленную на улучшение благосостояния населения, наращивание экономики и решение ряда вопросов в области образования, здравоохранения, социальной защиты и трудоустройства.
Цели, заложенные в предыдущей Концепции, были ориентированы и сопрягались с целями, описанными в Стратегии – Казахстан 2050 и Плану Нации, объявленных как главные ориентиры дальнейшего государственного развития на тот момент.
В Концепции правовой политики 2021 года предусматривается регулирование общественной деятельности, которое должно стать крайней мерой при разрешении вопросов, возникающих в общественной жизни.
«В свете этого при решении задач, стоящих перед государством, важно, в первую очередь, искать альтернативные способы, не связанные с регуляторным вмешательством. При необходимости введения регуляторных мер, они должны быть изучены на предмет приемлемости для достижения предполагаемых целей и наименьшей степени ограничения прав, свобод и законных интересов граждан и организаций», — отмечают разработчики документа.
Проект концепции ориентирован в первую очередь на прозрачность правовой политики, повысить доверие к проводимым реформам в соответствии с инициированной Президентом Касым-Жомартом Токаевым концепции «Слышащее государство».
«В этой связи важно развивать и формировать новые институты, обеспечивающие учет интересов всех сторон, являющихся адресатами регулирования. Применение данного принципа будет способствовать принятию наиболее оптимального решения, поможет снизить степень влияния произвольных решений в процессе осуществления правового регулирования, а также станет ключевым фактором для его успеха», — полагают в Минюсте.
Отдельный раздел в документе посвящен основным направлениям развития национального права. В частности, предусматривается оптимизация процедуры согласования нормативно-правовых актов.
В этой связи, планируется проработка механизмов уведомления заинтересованных лиц, в том числе посредством разработки удобного мобильного приложения о размещенных на интернет-ресурсе проектах НПА, чтобы можно было ознакомиться с документом и принять участие в его обсуждении.
Помимо этого, планируется рассмотреть введение обязанности для инициирующих органов прикладывать к проекту нормативного правового акта описание процесса или же схемы взаимодействия вводимого регулирования, что облегчит гражданам понимание положений разработанного проекта.
Вместе с тем, в новой Концепции затрагивается вопрос о необходимости придания обратной силы нормам законов в тех областях, которые затрагивают инвесторов (налоговое, экологическое право, недропользование, конкуренция и прочие).
Также новая Концепция предлагает с целью усиления контроля за соблюдением законности, поэтапное внедрение Национального индикатора оценки соблюдения прав человека.
Документ, помимо вышеизложенного предлагает дальнейшее совершенствование государственного аппарата.
«Меры по совершенствованию института государственного контроля и надзора могли бы быть ориентированы на внедрение риск-ориентированного подхода по всем формам контроля и надзора, пересмотра методов оценки эффективности контрольно-надзорных органов, автоматизации контрольно-надзорной деятельности, развитие инструментов профилактики и консультирования, а также инвентаризацию обязательных к исполнению требований для исключения неэффективных и избыточных норм», — говорится в документе.
Планируется и дальнейшая проработка существующих механизмов государственного управления в условиях чрезвычайного положения, возникновения новых угроз, особенностей совместной деятельности государственных органов, включая специальные подразделения и службы по чрезвычайным ситуациям, в том числе посредством проектного управления.
Изменения также затронули термин административного правонарушения. Новая терминология административного правонарушения разграничивает административную ответственность от прочих видов юридической ответственности.
Сохраняются такие проблемы как несоразмерность штрафа как вида административного взыскания, а также безальтернативность видов наказания без учета условий совершения деяния и личности нарушителя.
«В этой связи предлагается введение градации административных правонарушений на категории незначительных, значительных и грубых правонарушений, каждая из которых содержала бы предельные размеры штрафа в зависимости от характера и степени опасности правонарушения», — описывается в документе.
Наряду с этим планируется проработать вопросы усиления инструментов профилактики и разъяснения, регламентации вины юридического лица, исключения составов административных правонарушений, содержащих санкции за несоблюдение требований нормативных правовых актов, формирования единого подхода при определении размера штрафа в зависимости от категории субъектов предпринимательства, а также установления ответственности должностных лиц организаций, финансируемых из государственного бюджета.

Алексей Петров