Пунктом 3 статьи 13 Конституции Республики Казахстан установлено, что каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи, которая оказывается гражданам в различных формах, в том числе и в форме судебного представительства по гражданским делам.
Необходимость судебного представительства может быть вызвана различными обстоятельствами — невозможностью участия в судебном разбирательстве самой стороны ввиду отсутствия времени, занятости по иным делам, отдаленностью от места расположения суда и т.п. Потребность в представительстве может быть обусловлена и желанием заинтересованных лиц получить квалифицированную юридическую помощь при рассмотрении гражданских дел в суде. В этих случаях на помощь приходит институт представительства.
Институт представительства — это уникальный правовой инструмент, позволяющий субъектам одновременно участвовать в самых разных правоотношениях и тем самым расширять сферу своей юридической деятельности.
Необходимо отметить, что институт представительства известен не только гражданскому процессуальному праву, но и другим отраслям права, в частности гражданскому праву.
Так, в гражданском праве под представительством понимается заключение одним лицом (представителем) в пределах принадлежащего ему полномочия сделки от имени другого лица (представляемого).
Гражданское процессуальное право также предусматривает понятие представительства, но как судебное представительство.
Под судебным представительством понимается деятельность одного лица в интересах другого, осуществляемая на основании предоставленных ему полномочий в суде от имени представляемого в целях получения наиболее благоприятного решения, а также для оказания представляемому помощи в реализации своих прав, предотвращения их нарушения и оказания суду содействия в отправлении правосудия по гражданским делам.
Представительство в материальном и в процессуальном праве имеет различия, как по целям, так и по основаниям возникновения и последствиям. В отличие от представительства в материальном праве, представительство в процессуальном праве не ограничено. Для выполнения поставленных задач судебный представитель вступает в процессуальные отношения с судом. Эти отношения регулируются нормами гражданского процессуального права и имеют процессуальный характер.
Целью общегражданского представительства является создание, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей для представляемого (ст.163 ГК), в отличие от которого цель судебного представительства – защита в суде интересов представляемого, помощь ему в осуществлении своих процессуальных прав и обязанностей. В отличие от материальных норм, процессуальные нормы регламентируют возможность участия лица в деле вместе с представителем.
При процессуальном представительстве представитель совершает целый комплекс различных процессуальных действий, обусловленных необходимостью защиты представляемого им лица в гражданском процессе. Так, судебный представитель готовит от имени доверителя процессуальные документы, непосредственно участвует в судебном заседании, выступая по всем вопросам, возникающим по ходу процесса. При этом представитель связан теми полномочиями, которыми он наделен в связи с выполнением своих функций в суде, и не вправе совершать действия, выходящие за эти пределы. Субъектом гражданского процесса (стороной либо иным лицом, участвующим в деле) остается доверитель. Для себя лично в результате процесса представитель ничего не получает, кроме заранее обусловленного вознаграждения (при договорном представительстве), а в отдельных случаях и возмещения собственных затрат на представительство.
Нормы главы 6 ГПК регулируют представительство в суде и относятся к Общей части гражданского процессуального права, что допускает применение института судебного представительства на всех стадиях гражданского процесса и по любой категории дел.
Круг лиц, которые могут выступать в качестве судебных представителей, является весьма широким и определен статьями 58 и 62 ГПК. Закон предусматривает ограничения для осуществления функций представительства, что также указано в статье 59 ГПК.
Институт представительства широко развит в ведущих зарубежных странах и является мощным инструментом эффективного продвижения и защиты интересов человека опытными и профессиональными лицами.
Институт представительства в зарубежном гражданском процессе используется в виде представительства недееспособных и граждан, признанных безвестно отсутствующими, лицами, указанными в законе (законные представители), и добровольного (договорного), осуществляемого преимущественно адвокатурой, а также работниками юридической службы корпораций, уполномоченными общественных организации (например, профсоюзов), дееспособными гражданами по поручению сторон.
В ряде государств (Англия, США, Россия) существует представительство по назначению суда (так называемое официальное или разовое), применяемое в случае отсутствия у недееспособного законного представителя, противоречия его интересов интересам подопечного, отказа от ведения дела, а в России — также при отсутствии представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно.
Разовый представитель назначается на возмездной (в США – за счет средств иных участников процесса, имущества недееспособного, присужденных ему сумм) или безвозмездной (Англия) основе из числа родственников, членов семьи, друзей (с их согласия) или специальных должностных лиц (в России – из числа адвокатов).
Термин «добровольное» представительство в зарубежном гражданском процессе носит условный характер в связи с действием во многих системах, особенно континентальной Европы (Германия, Франция, Нидерланды, Греция, Италия, Испания, Андорра), принципа адвокатской монополии, который предполагает запрет на личное ведение дела сторонами и их обязательное представительство лицами, сведущими в области права.
Целесообразность адвокатской монополии объясняется тем, что она обеспечивает равенство сторон (обе представлены юристами), а также более быстрое и правильное ведение дела, поскольку адвокаты, зная закон, не совершают ненужных процессуальных действий, не требуется разъяснение им регламента (наглядным с этой точки зрения является именование адвокатов во Франции «помощниками судей»).
В случаях, когда сторона не в состоянии платить за услуги представителя, ей оказывается финансовая помощь из специального государственного фонда (Германия) или адвокат назначается судом (Франция, Германия — если преследование права или защита против иска не будут сочтены бесперспективными). Бесплатное предоставление государством услуг адвоката лицам, испытывающим материальные затруднения, характерно не только для стран, устанавливающих адвокатскую монополию. В частности, в Финляндии суд по ходатайству малоимущей стороны может назначить ей адвоката, но только для участия непосредственно в судебном заседании.
Прекращение полномочий представителя по заявлению стороны при адвокатской монополии допускается, но только после назначения нового представителя.
Законодательство ряда государств содержит исключение из правила обязательного представительства для лиц, которые в силу своей квалификации могут самостоятельно осуществлять эти функции.
Например, в Германии право лично вести свое дело в суде предоставляется адвокатам, в Италии – по ходатайству лица с разрешения судьи.
Адвокатская монополия обычно не распространяется на низшие звенья судебной системы. Например, в Германии стороны вправе лично вести процесс в участковых судах (за исключением семейных дел), во Франции – в судах малой инстанции, в Нидерландах – в субокружных судах, в Греции – в мировых. В Италии принцип адвокатской монополии поставлен в зависимость от цены иска: если она не превышает 1 000 000 лир, стороны могут участвовать в процессе без представителя.
В Андорре исключение из принципа адвокатской монополии сделано для незначительных гражданских дел. В Израиле в судах по мелким искам стороны не вправе быть представлены адвокатом или другим доверенным лицом, кроме как с разрешения суда. Личное ведение дела разрешено и поощряется также в специализированных судах. В частности, в Германии по закону о трудовых судах 1953 г. адвокаты допускались к участию в деле лишь по решению судьи при условии значительной цены иска и если это было необходимо в интересах сторон (в 1979 г. эти ограничения были сняты).
Для стран, где характерно установление монопольного права адвокатов представлять интересы сторон, иные лица вправе выступать договорными представителями лишь в случаях, предусмотренных законом. Например, во Франции профсоюзы, ассоциации и потребительские организации могут быть представлены их членами; в трудовых судах большинства стран интересы работников разрешено представлять, помимо адвокатов, уполномоченным профессиональных союзов, в Англии – также членам семьи, в Германии – любым лицам; в Италии лицо, не обладающее статусом адвоката, может быть представителем, если оно способно в силу своей квалификации осуществлять эти функции.
В ряде случаев зарубежным законодательством устанавливаются специальные требования для представительства в вышестоящих судах: например, во Франции, Германии оно осуществляется лишь адвокатами, имеющими право выступать перед этими судами. В Федеральном суде Швейцарии в качестве представителей могут выступать только профессиональные адвокаты и профессора-правоведы швейцарских университетов. В Андорре интересы государства, как правило, защищают в суде только адвокаты, зарегистрированные в правовом управлении правительства.
Распространенной особенностью института представительства в зарубежном гражданском процессе является принцип локализации привязки адвокатов к определенному судебному округу. Например, во Франции, адвокат имеет право выступать лишь в судах, которые находятся на территории адвокатуры, членом которой он является; лишь недавно сняты территориальные ограничения права адвокатов на представительство в участковых судах в Германии (в отношении земельных судов и высших судов земли адвокаты по-прежнему вправе выступать только в том суде, в котором они допущены к адвокатской практике).
Несмотря на наличие и широкое применение в ведущих зарубежных странах принципа независимости адвокатской профессии, уважение к суду является основным принципом взаимоотношений адвоката с судебной властью. Так, во Франции адвокат в восприятии судьи – «младший партнер» в осуществлении правосудия, ровно также как и прокурор. Поведение адвоката по отношению к суду должно быть всегда безупречным и отвечать особым, значительно более высоким стандартам, чем те, которые предъявляются к иным лицам.
Во Франции адвокат обязан строго следить за тем, чтобы своим поведением и высказываниями не подрывать и не ослаблять уверенность своих клиентов и общества в целом в надежности судебных институтов. Критика суда возможна, но она должны быть обоснована и конструктивна. Адвокат, как и любой член общества, вправе критиковать процессуальные действия и решения суда. Вместе с тем на адвоката, как члена юридического сообщества, налагаются дополнительные ограничения, применительно к критике деятельности судебных и правоохранительных органов. Во-первых, адвокат должен избегать критики, которая не подтверждается его собственными искренними убеждениями по существу заявляемых претензий, имея в виду, что в глазах общества профессиональная принадлежность придает особый вес критике со стороны адвоката. Во-вторых, если адвокат участвовал в процессе, существует риск того, что его критика может быть пристрастной (или может показаться таковой).
В странах Западной Европы адвокаты в своей юридической и судебной деятельности должны применять положения Общего кодекса правил для адвокатов стран Европейского сообщества от 28 октября 1988 года. Правила, сформулированные в этом Кодексе, распространяются на всех адвокатов стран-членов Европейского Союза, подпадающих под определения, данные директивой 77/249/ЕЭС и директивой 98/5/ЕС.
Кодекс содержит раздел 21.4, посвященный отношению адвокатов с судом, где оговариваются правила профессиональной этики в суде. Адвокат должен: соблюдать правила профессиональной этики, принятые в этом суде; при любых обстоятельствах соблюдать состязательный характер прений; проявляя уважение и лояльность к судье, защищать своего клиента добросовестно и безбоязненно, без учета своих собственных интересов или каких-либо последствий для себя или любого другого лица; ни в коем случае не должен осознанно давать судье ложную информацию или способную ввести его в заблуждение. Правила, определяющие отношения с судьей, распространяются также на его отношения с третейскими судьями и любыми другими лицами, выполняющими судейские или схожие с ними функции, в том числе и эпизодически.
Запрет на предоставление суду ложных объяснений направлен, во-первых, на обеспечение уважения к суду, которое будет подорвано, если в обществе будет распространяться мнение, что суд разрешает дело не по справедливости (праву), а в пользу того, кто лучше солжет. Во-вторых, он направлен на вынесение обоснованного судебного решения.
В самом общем виде, основное правило построения взаимоотношений адвоката с судом должно быть следующее: всеми своими действиями, высказываниями, публичными выступлениями адвокат должен способствовать формированию в обществе уважительного отношения к судебно-правовой системе в целом и к отдельным ее представителям в частности.
В странах Западной Европы, приняты и действуют деонтологические кодексы адвокатов (кодексы профессиональной этики адвокатов), являющиеся механизмом контроля по исполнению адвокатом своих профессиональных обязанностей. Морально-этические правила, которыми руководствуются западноевропейские адвокаты, восходят к существующим в странах Западной Европы традициям и соотносятся с условиями и характером задач, выполняемых адвокатами.
Несмотря на имеющиеся различия в порядках и условиях применения дисциплинарных взысканий, основной их целью является поддержание высокого качества оказания юридических услуг лицами, получившими статус адвоката, а равно исключение из адвокатуры лиц, деятельность которых не соответствует профессиональным и этическим стандартам и создает риски нарушения прав доверителей.
Большое внимание придается поведению судебных представителей, ведь именно они во многом формируют мнение о судебной системе. В своей деятельности адвокаты придерживаются принципов уважения к суду. Адвокаты выступают посредниками между судом и гражданским обществом, они с повышенным вниманием относятся к формулировкам своих публичных комментариев, поддерживают авторитет суда.
Необходимо отметить, что во Франции уважительное отношение адвокатов к суду в первую очередь вызвано добросовестностью самих судов, означающее, что действия судов являются законными и обоснованными. В отношениях судебной власти и адвокатуры правила этики действуют для обеих сторон этих отношений – этические правила в равной мере распространяются и соблюдаются всеми участниками этих отношений. В странах Западной Европы нельзя представить себе взаимодействия судов и адвокатов, в которых одна из сторон скована жесткими этическими нормами, а другая сторона полностью от них свободна.
Западноевропейские государства в равной мере признают суд и адвокатуру в качестве важных институтов гражданского общества, а значит, и способствуют укреплению институциональной независимости судов и адвокатуры.
Изучение сферы оказания юридической помощи иностранных государств демонстрирует, что имеются много положительных моментов, которые возможно применить в условиях современного Казахстана.
На сегодняшний день в Казахстане актуальным является вопрос о профессионализации института представительства. Так, согласно Закона Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» от 5 июля 2018 года круг представителей в суде был ограничен адвокатами и юридическими консультантами.
Одни считают, что профессионализация данного института уравновесит позиции сторон, будет способствовать развитию состязательности, поставит барьер попыткам злоупотребления гражданами и организациями правом на обращение в суд, а также другим злоупотреблениям процессуальными правами в ходе судебного разбирательства. Однако есть авторы, которые не согласны с такой постановкой вопроса. По их мнению, введение монополии (в том числе адвокатской и юридических консультантов) не обеспечит высокий уровень юридической помощи при ведении дел в судах. Они ссылаются на необходимость свободной конкуренции в качестве самого лучшего способа по обеспечению качества услуг, считают, что свободная конкуренция юристов между собой позволит клиентам выбирать наиболее знающих и профессиональных юристов.
При решении данного вопроса нужно понять, какие цели необходимо достичь: ограничить доступ лиц для участия в качестве представителей или сделать процесс более профессиональным. Но профессионализация представительства может ограничить права лиц, которые имеют право защищаться лично, не имея представителей. Необходимо также учесть, что профессионализация представительства увеличивает затраты на представительские услуги, что также не способствует доступности правосудия.
Действительность Казахстана такова, что членство в различных палатах и наличие адвокатской лицензии становятся простой формальностью. Нерешенным является вопрос о том, почему о необходимой квалификации свидетельствует только наличие юридического образования и вступление в палаты и наличие лицензии адвоката, ведь специалисты в сфере таможенного, банковского дела, антикризисного управления по определенным категориям дел зачастую могут оказать более квалифицированную помощь. Поэтому такие чисто формальные критерии, как наличие высшего юридического образования, а также наличие адвокатского статуса или членство в палате юридических консультантов, не дают реальной гарантии оказания квалифицированной помощи.
Сужение круга лиц, имеющих право оказывать представительские услуги, может привести к отрицательным последствиям. Более предпочтительнее предусмотреть в законе ответственность за оказание неквалифицированной юридической помощи и механизм ее применения.
В современных реалиях, для обеспечения права граждан на правосудие, правильным было бы гарантировать определенный уровень компетенции юридической помощи в суде, путем законодательного закрепления правила об обязательном ведении дел через адвокатов и юридических консультантов только по сложным в юридическом отношении делам. По другим делам приглашение адвоката или юридических консультантов должно быть правом участника процесса.
Определить сложность дел возможно путем разработки и применения соответствующих критериев.
Отметим, что в РФ Высшим Арбитражным Судом были разработаны «Рекомендации по применению критериев сложности споров, рассматриваемых в арбитражных судах Российской Федерации», которыми все дела с точки зрения правовой сложности были разделены на три категории: особо сложные, сложные и менее сложные с присвоением им количественных коэффициентов.
Другим актуальным вопросом, является вопрос участия в качестве представителя юридического лица. В настоящее время в ГПК РК не говорится о возможности выступления юридического лица в качестве представителя, допуская участие в качестве представителей лишь физических лиц, уполномоченных юридическим лицом.
Вместе с тем некоторые высказывают мнение о возможности выступления юридических лиц в качестве представителей. Общепринятой в последнее время является позиция о возможности выступления юридических лиц в качестве представителя граждан и других юридических лиц в сфере материальных гражданских правоотношений. Развитие предпринимательских отношений породило новые материально-правовые представительские институты (коммерческое представительство, агентирование и др.), которые могут быть основой не только для совершения сделок, но и иных юридических действий, в т.ч. процессуальных, одним лицом от имени и в интересах другого лица. Исходя из этого, наверное, не должно быть препятствий для допущения в качестве представителя к участию в процессе юридического лица, имеющего на то соответствующее полномочие, отраженное в доверенности, агентском договоре, договоре поручения или ином договоре.
Также, в действующем законодательстве предусмотрены некоторые ограничения в институте судебного представительства, и касаются они представительства иностранных адвокатов. Во-первых, в Республике Казахстан адвокатская деятельность лицензируется. Во-вторых, согласно ст. 32 Закона РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» гражданство является необходимым условием для получения статуса адвоката.
В Республике Казахстан адвокаты иностранного государства не могут заниматься адвокатской деятельностью на постоянной основе. Могут быть допущены к участию в качестве защитников по отдельным делам, если это предусмотрено международным договором Республики Казахстан с соответствующим государством на взаимной основе. Так, согласно ч.6 ст. 46 ГПК РК, полномочия иностранного адвоката, осуществляющего свою деятельность на основании соответствующего международного договора, ратифицированного Республикой Казахстан, подтверждаются документами, удостоверяющими личность, статус адвоката и его полномочия на оказание юридической помощи.
В свою очередь, в Законе РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» нет ограничений на судебное представительство иностранных граждан, осуществляющих представительство в качестве работника юридического лица, и иностранному гражданину, являющемуся членом палаты юридических консультантов. В качестве подтверждения своих полномочий работнику иностранного юридического лица необходимо в соответствии со ст. 475 ГПК РК предоставить суду документы, выданные, составленные или удостоверенные по установленной форме компетентными органами иностранных государств, совершенные вне Республики Казахстан по законам иностранных государств в отношении организаций Республики Казахстан или иностранных лиц, при наличии консульской легализации или проставления апостиля, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международным договором Республики Казахстан.
Также нет ограничений иностранному гражданину для вступления в палату юридических консультантов. Главное требование для этого — право на осуществление трудовой деятельности на территории Республики Казахстан и вступление в палату юридических консультантов. Так, согласно ст. 75 Закона РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», юридическим консультантом является физическое лицо, имеющее высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, прошедшее аттестацию, являющееся членом палаты юридических консультантов и оказывающее юридическую помощь.
Необходимо отметить, что большинство постсоветских стран отказались от государственного регулирования адвокатской деятельности и выдачи лицензий на занятие адвокатской деятельностью.
Так, государственное лицензирование адвокатской деятельности в Азербайджане, Грузии, Армении отсутствует. Адвокатская деятельность в Грузии и Армения приравнена к предпринимательской деятельности.
В Литве отсутствует государственное лицензирование адвокатов. В отличие от Казахстана, Кыргызстана, Беларуси и Эстонии, в России выдача лицензий на осуществление адвокатской деятельности не предусмотрена. Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории России по вопросам права данного иностранного государства. Адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории России по вопросам, связанным с государственной тайной.
Адвокат иностранного государства, который намерен осуществлять адвокатскую детальность на территории Украины, обращается в квалифицированно-дисциплинарную комиссию адвокатуры по месту жительства или пребывания в Украине с заявлением о его включении Единый реестр адвокатов Украины.
В связи с вышеизложенным считаем возможным по примеру России предоставить иностранцам право на получение статуса адвоката в Казахстане на общих основаниях, а также позволить иностранным адвокатам оказывать юридическую помощь на территории Казахстана по вопросам права данного государства. Конечно, при этом они должны будут регистрироваться в специальном реестре уполномоченного государственного органа.
Более широкое участие иностранных специалистов, особенно из стран с развитыми правовыми системами и богатой практикой по оказанию юридических услуг, пошло бы на пользу как клиентам, так и казахстанской судебной системе, расширило бы право выбора и возможность самостоятельно решать, кто будет отстаивать их права и интересы: отечественные адвокаты или иностранные. Сама возможность получить квалифицированную помощь от адвоката ведущих европейских стран может оцениваться как косвенный стимул-поощрение осуществления иностранных инвестиций.
По итогам изучения и анализа зарубежного и национального законодательства, регулирующего роль и статус представителя в суде по гражданским делам, а также судебной практики по теме исследования предлагается следующее:
- Предусмотреть в ГПК РК обязанность участия в судебном процессе адвоката или юридических консультантов только при рассмотрении сложных в юридическом отношении дел. По менее сложным спорам следует сохранить право сторон и третьих лиц на использование помощи адвоката или юридических консультантов либо других лиц.
Определить сложность дел возможно путем разработки и применения критериев сложности споров. Следует отметить, что в РФ были разработаны «Рекомендации по применению критериев сложности споров, рассматриваемых в арбитражных судах Российской Федерации», которыми все дела с точки зрения правовой сложности были разделены на три категории: особо сложные, сложные и менее сложные с присвоением им количественных коэффициентов.
Право сторон лично вести процесс без участия адвоката в участковых судах (за исключением семейных дел) предусмотрено в Германии, во Франции – в судах малой инстанции, в Нидерландах – в субокружных судах, в Греции – в мировых. В Италии принцип адвокатской монополии поставлен в зависимость от цены иска: если она не превышает 1 млн. лир, стороны могут участвовать в процессе без представителя.
В Андорре исключение из принципа адвокатской монополии сделано для незначительных гражданских дел. В Израиле в судах по мелким искам стороны не вправе быть представлены адвокатом или другим доверенным лицом, кроме как с разрешения суда. Личное ведение дела разрешено и поощряется также в специализированных судах. - Закрепить в ГПК РК право юридического лица выступать представителем в суде. Полномочия юридического лица должны быть отражены в доверенности, агентском договоре, договоре поручения или ином договоре. Например, такое право юридического лица признается гражданской коллегией ВС РФ, широко применяется в США.
В Казахстане о таком праве, например, утверждает НПП «Атамекен», которая выступает в суде в качестве представителей субъектов предпринимательства. - Предоставить иностранным лицам право на получение статуса адвоката в Казахстане на общих основаниях, дополнив соответствующими нормами действующее законодательство Казахстана, которое предоставляет такое право сейчас только гражданам Казахстана. При этом можно предусмотреть предоставление права иностранным адвокатам оказывать юридическую помощь на территории Казахстана по вопросам права данного государства, но при условии их обязательной регистрации в специальном реестре уполномоченного государственного органа.
Участие иностранных адвокатов других стран с богатой практикой по оказанию юридических услуг расширило бы право выбора и возможность самостоятельно решать, кто будет отстаивать их права и интересы: отечественные адвокаты или иностранные. Сама возможность получить квалифицированную помощь от адвоката, в частности ведущих зарубежных стран, может оцениваться как косвенный стимул-поощрение осуществления иностранных инвестиций и обеспечения гарантированной защиты их инвестиций. - Предусмотреть на законодательном уровне гражданско-процессуальную санкцию в отношении адвокатов и юридических консультантов за предоставление суду заведомо ложных объяснений и версии событий. В этих целях предлагаются следующие законодательные поправки:
4.1. Внести дополнение в ч.1 ст. 114 ГПК РК следующего характера: «1. По заявлению лица, участвующего в деле, со стороны либо его представителя, недобросовестно заявившей заведомо необоснованный иск или спор против обоснованного иска (лицо знало или должно было знать) либо систематически противодействовавшей правильному и быстрому рассмотрению и разрешению дела, суд может взыскать в пользу другого лица, участвующего в деле, компенсацию убытков за фактическую потерю времени.». Это позволит предупредить сутяжничество в гражданском процессе, злоупотребление процессуальными правами и применение процессуальной санкции не только в отношении стороны, но и в отношении его представителя;
4.2. Внести дополнение в ч.1 ст. 31 Закона РК от 5 июля 2018 года «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» (далее — Закон) следующего характера: «1. Адвокатура в Республике Казахстан призвана содействовать реализации гарантированных государством и закрепленных Конституцией Республики Казахстан прав человека на судебную защиту своих прав, свобод и получение юридической помощи, а также содействовать мирному урегулированию спора и правильному разрешению дела». Это будет служить обеспечению реализации цели судебного представительства по содействию суду в правильном разрешении дела. При этом такая поправка корреспондирует законодательно закрепленным профессиональным правилам адвоката, отраженным в ст. 34 Закона.
Считаем, что дальнейшее совершенствование института судебного представительства благоприятно скажется на обеспечении прав и законных интересов граждан Республики Казахстан.
Султанов Руслан Рамазанович
кандидат юридических наук,
доцент Центра гражданско-правовых дисциплин
Академии правосудия при Верховном Суде РК