В своем Послании народу Казахстана от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог- основа стабильности и процветания Казахстана», Глава государства К.-Ж. Токаев отметил, что общей задачей всей страны является реализация концепции «Слышащего государства», которая даст оперативное и эффективное реагирование на запросы граждан. Более двух лет президентству Касым-Жомарта Токаева. И за этот период концепция «слышащего государства» нашло свое реальное воплощение в жизни общества и государства, стало менять коренным образом взаимоотношения государства и гражданского общества, человека с властью. Этому способствовали и общемировые процессы, как развитие социальных сетей, так всемирная пандемия коронавируса, заставившего человека по другому взглянуть на мир, на свою жизнь, на свои внутренние мироощущения и взаимоотношения с внешней средой.
Что такое «слышащее государство»? Это, конечно, прежде всего, «открытое» и дружелюбное к человеку государство, которое готовое вести конструктивный диалог, быстро и своевременно реагировать на жалобы, запросы, предложения граждан. Это государство в котором общество вовлечено в процесс принятия совместных решений. Короче говоря, в котором реализуются основополагающие принципы Конституции. Конституция сразу со статьи первой начинается с провозглашения основного принципа – приоритета прав простого человека: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.» То есть не просто деятельность государства, а высшими ценностями государства – является человек. И не человек служит государству, а государство, государственные органы должны работать для прав вот этого самого простого человека. Реализация этих принципов на практике воплощается Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым, в провозглашенных им концепциях «слышащего государства», построении «справедливого общества и эффективного государства». Они четко отражают конституционные принципы и нормы о народовластии, приоритете прав и свобод человека, об идеологическом и политическом многообразии, равенстве всех перед законом и судом, о праве на справедливую судебную защиту, о запрете дискриминации по любым основаниям, о праве гражданина в управлении государством, о праве избирать и быть избранным, об общественном контроле, борьбе с коррупцией и многое другое. К тому же, создание Национального совета общественного доверия (НСОД) – этого уникального института прямого диалога власти и гражданского общества явилось прогрессивным шагом и знаменательным событием в движении государства к демократическим ценностям, принципам верховенства права и прав человека. Именно на этой площадке НСОД, Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым озвучивались важные и нужные пакеты политических реформ, будь то либерализация выборного законодательства или закона о мирных собраниях, решение социальных проблем или повышение статуса омбудсмена (уполномоченного по правам человека), приближение к индикаторам по правам человека ООН и много других важных инициатив. Члены НСОД постоянно предлагают конструктивные предложения в разных сферах правозащитной деятельности, взаимоотношений государства и гражданского общества. На сегодняшний день важным является реализация принципов «слышащего государства» в наши законы, реализация конституционных норм о правах человека на практике, полноценная и эффективная законопроектная работа с тем, чтобы законы и подзаконные акты соответствовали Конституции, а за ней осуществлялся действенный конституционный контроль. Вот, в этом направлении еще предстоит большая работа.
«Слышащее государство» – это, государство, где главным являются интересы гражданина, где налажен механизм взаимодействия государственных органов с гражданами и функционирует безбарьерная инфраструктура, позволяющая гражданам быть вовлеченными в процесс принятия решения и контроля за ними. «Слышащее государство» должно работать по принципу сервисного государства, где главная задача деятельности государственных органов является качественное выполнение потребностей своих граждан. Реализация базовых принципов концепции «слышащего государства» должна модернизировать политическую систему нашей страны, повысить эффективность государственного управления. Необходимо поддерживать и укреплять гражданское общество, которое напрямую взаимодействует с народом. Можно выработать свои механизм такого взаимодействия или опираться на опыт развитых стран. Международный опыт развитых стран показывает, что при открытом государстве население активно вовлечено в процесс принятия решений. Реализация принципов концепции «слышащего государства» может изменить работу многих государственных институтов во благо общества, народа и и прав простого человека.
Все это и есть «слышащее государство».
Марат Башимов