Трудовой спор – это разногласие между участниками трудовых отношений. Зачастую, речь идет о конфликтах между работодателем и работником или между работодателем и группой сотрудников. Спор признается как трудовой, если он затрагивает рабочие вопросы: личные разногласия между людьми не относятся к категории трудовых, даже если это личный конфликт между сослуживцами.
Претензии могут возникнуть у подчиненного к руководству и наоборот. Это может быть ситуация, когда работника незаконно уволили, не позволили уйти в отпуск, взять выходной или не выплатили зарплату. Однако в той же мере это могут быть претензии работодателя к качеству исполнения рабочих обязанностей или попытка возместить нанесенный работником ущерб.
Конфликт может возникнуть даже до того, как человека зачислят в штат.
К примеру, отказ в трудоустройстве может стать причиной разбирательства, если человек уверен, что его права нарушили, но чаще приходится рассматривать конфликты уже после увольнения сотрудников – это споры вокруг формулировки причины увольнения, выплаты выходного пособия и так далее.
Закрепленное статьей 13 Конституции (далее – Конституция) право каждого на судебную защиту своих прав и свобод распространяется и на участников трудовых правоотношений [1].
Заинтересованная сторона конфликта может решить вопрос в судебном или досудебном порядке.
Закон позволяет прибегать к обоим методам, статья 159 Трудового кодекса Республики Казахстан (далее – ТК) [2].
Решение конфликта в суде может быть затянуто судопроизводством на долгие месяцы.
А досудебный порядок позволяет решить спор более оперативно, без череды процессуальных процедур, и с учетом особенностей производства.
Однако в большинстве случаев намного дешевле, быстрее и проще прийти к соглашению и отстоять свои интересы, не подавая иск.
Кроме того, досудебное урегулирование трудовых споров имеет целью «разгрузить» суды, в производстве которых и без того находится большое количество дел.
В соответствии с новым ТК порядок урегулирования трудовых споров значительно изменился.
Так согласно пункту 1 статьи 159 ТК индивидуальные трудовые споры рассматриваются согласительными комиссиями, а по неурегулированным вопросам либо неисполнению решения согласительной комиссии — судами, за исключением субъектов малого предпринимательства и руководителей исполнительного органа юридического лица.
Первый этап досудебного урегулирования трудового спора — это проведение переговоров с руководителем организации или ее структурного подразделения, добровольный поиск возможного компромисса сторонами конфликта.
Прибегать к нему лучше, если спор связан не с принципиальными разногласиями сторон, а с допущенными техническими ошибками.
Например, когда работник заметил, что в трудовой договор неверно вписана его фамилия или дата рождения, или он не обнаружил себя в зарплатной ведомости и т. п.
Переговоры – это в первую очередь, достижение компромисса между интересами работника и работодателя.
Грамотно спланированная тактика для ведения переговоров обязательно будет включать в себя несколько заранее обдуманных и взвешенных альтернативных вариантов, предложений, условий, которые, в свою очередь, позволят и работнику, и работодателю добиться своей цели.
Второй этап – процедура урегулирования спора (конфликта) между сторонами при содействии медиатора в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, реализуемая по добровольному согласию сторон.
При данном урегулировании спора между сторонами конфликта заключается медиативное соглашение на взаимовыгодных для сторон условиях.
Преимуществом урегулирования спора данным способом, является то, что по требованиям об исполнении соглашений об урегулировании споров (конфликтов) в порядке медиации, заключенных в порядке досудебного урегулирования споров в случаях, установленных законом или предусмотренных договоров, выносится судебный приказ.
Третьим этапом при более серьёзных разногласиях предпочтительнее сразу обращаться в согласительную комиссию.
В более серьезных случаях обсуждение конфликтной ситуации с работодателем лишь приводит к ее обострению.
Данная досудебная стадия скорее является декларативной или рассчитанной на незначительные разногласия.
Несмотря на то, что она должна предварять любое обращение работника в согласительную комиссию, нигде не сказано, каким образом данный факт проверяется.
Кроме того, ТК не содержит положения о том, что в случае отсутствия предварительных переговоров между сотрудником и работодателем, комиссия вправе отказать в рассмотрении трудового спора.
Согласительная комиссия является постоянно действующим органом, создаваемым в организации, ее филиалах и представительствах на паритетных началах из равного числа представителей от работодателя и работников.
В коллективном договоре может предусматриваться создание согласительных комиссий в иных обособленных структурных подразделениях организации.
Количественный состав членов согласительной комиссии, порядок ее работы, содержание и порядок принятия решения согласительной комиссией, срок полномочий согласительной комиссии, вопрос о привлечении посредника устанавливаются в письменном соглашении между работодателем и представителями работников либо в коллективном договоре.
Кроме того, в новой редакции ТК индивидуальный трудовой спор обязательно рассматривается согласительной комиссией, а по неурегулированным вопросам либо неисполнению решения согласительной комиссии — судами.
Данное условие перекликается с пунктом 6 статьи 8 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее — ГПК) [3], который гласит, что, если досудебный порядок урегулирования спора для определенной категории дел установлен законом или предусмотрен договором, обращение в суд возможно исключительно после соблюдения определенного порядка действий.
Сторона по трудовому спору должна подать заявление, которое подлежит обязательной регистрации согласительной комиссией.
Спор должен быть рассмотрен в течение пятнадцати рабочих дней в присутствии заявителя либо его уполномоченного представителя.
После рассмотрения спора согласительная комиссия должна в трехдневный срок выдать копию решения обеим сторонам.
Решение согласительной комиссии подлежит исполнению в установленный срок, за исключением спора о восстановлении на работе.
Не урегулирование спора согласительной комиссией в установленный срок – это основание для обращения в суд.
Для участников трудовых правоотношений, которые вправе в соответствии с ТК обратиться в суд без обращения в согласительную комиссию, срок обращения в согласительную комиссию установлены подпунктами 1) и 2) статьи 160 ТК:
1) по спорам о восстановлении на работе – один месяц со дня вручения копии акта работодателя о прекращении трудового договора в согласительную комиссию, а для обращения в суд – два месяца со дня вручения копии решения согласительной комиссии при обращении по неурегулированным спорам либо при неисполнении ее решения стороной трудового договора;
2) по другим трудовым спорам – один год с того дня, когда работник или работодатель узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
В данном случае будут применяться нормы подпункта 2) ст. 160 ТК и работодатель вправе обратиться в согласительную комиссию в течение одного года, и в последующем обратиться в судебные органы.
Важно отметить, что нормы ТК, касающиеся обязательного обращения работодателя в согласительную комиссию, не распространяются на работников субъекта малого предпринимательства и руководителей исполнительного органа юридического лица.
Субъекты среднего предпринимательства и субъекты крупного предпринимательства обязаны создавать согласительные комиссии и в досудебном порядке рассматривать индивидуальные трудовые споры.
Согласно пункта 3 статьи 24 Предпринимательского Кодекса [4], субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более ста человек и среднегодовым доходом не свыше трехсоттысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего по состоянию на 1 января соответствующего финансового года.
В соответствии с пунктом 8 статьи 159 ТК, члены согласительной комиссии обязаны проходить ежегодное обучение по применению трудового законодательства Республики Казахстан, развитию навыков ведения переговоров и достижения консенсуса в трудовых спорах.
Необходимо помнить, что в случае возникновения индивидуального трудового спора и при условии, что согласительная комиссия в организации не сформирована, спор не будет рассматриваться судами.
При этом течение срока обращения по рассмотрению индивидуальных трудовых споров будет приостанавливаться до момента создания согласительной комиссии, а также в период действия договора о медиации по рассматриваемому трудовому спору.
Исходя из положений пункта 2 статьи 13 Конституции и статьи 159 ТК, даже в случае пропуска стороной индивидуального трудового спора срока обращения в согласительную комиссию, предусмотренного статьей 160 ТК, ее заявление должно быть рассмотрено согласительной комиссией с вынесением решения, что в дальнейшем позволит стороне, не согласной с этим решением, реализовать свое право обращения с иском в суд.
Закон не исключает право восстановления согласительной комиссией пропущенного субъектом обращения срока подачи заявления в согласительную комиссию для урегулирования спора в досудебном порядке.
В то же время, пропуск этого срока может служить самостоятельным основанием для вынесения согласительной комиссией решения об отказе в удовлетворении заявления без разбирательства по обстоятельствам спора.
Кроме того, согласно совместному приказу Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 25.12.2015 г. №1022 и Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 28.12.2015 г. №801 «Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан» [5], несоблюдение требований по работе согласительных комиссий относится к значительным нарушениям, которые влекут административную ответственность.
Четвертым этапом – следующим из возможных условий урегулирования спора в досудебном порядке является обращение работника непосредственно к нотариусу.
Так, согласно подпункту 9) пункта 2 статьи 92-1 Закона Республики Казахстан «О нотариате» на основании исполнительной надписи производится взыскание задолженности по следующим бесспорным требованиям: о взыскании начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и иных платежей.
По данной категории требование должно быть бесспорным, подтвержден наличием у работника справки от работодателя о начисленной, но не выплаченной задолженности по заработной плате, расчетными листами, трудовым договором, и т.д.
Пятый этап – рассмотрение конфликта при участии ГУ «Управление контроля и качества городской среды города Нур-Султана» в рамках осуществления государственной функции по контрою и надзору за соблюдением законодательства о труде и охране труда. Инспекция труда правомочна вести прием граждан, рассматривать их заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушении их трудовых прав, проводить внеплановые мероприятия по контролю, принимать меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.
Трудовая инспекция обязана рассмотреть заявление работника в течение тридцати дней с момента регистрации письменного обращения. В исключительных случаях срок может быть продлен еще на тридцать дней, о чем должностное лицо трудовой инспекции должно уведомить работника.
Инспекция труда полномочна устранить нарушение права работника независимо от времени его совершения, в связи с чем данный способ разрешения трудового спора также является эффективным.
Обращение работника при наличии соответствующих оснований влечет проведение трудовой инспекцией внеплановой проверки работодателя (документарной или выездной). При этом инспекция обязана отреагировать на обращение работника, в случае наличия нарушения, путем привлечения работодателя к административной ответственности.
В случае обращения работника в инспекцию труда работодатель не имеет способов воздействия и оказывается вынужденным участвовать в будущей проверке, выстраивать правовую позицию относительно спора с работником и доказывать отсутствие нарушений или их незначительность.
Досудебный порядок позволяет разрешить спор более оперативно.
Современное общество и бизнес уже осознали, что переговоры, поиск взаимоприемлемого решения, достижение консенсуса – это намного лучше, выгоднее и быстрее, чем судебное разбирательство.
Судья Сарыаркинского районного суда
города Нур-Султана Айнур Нурбаева