С обретением независимости Казахстан получил возможность разработать судебную систему, основанную на принципах демократии, самостоятельности, социальной ориентированности.
За 30 лет для достижения этой цели было сделано немало, каждый этап развития сыграл свою ключевую роль в истории становления судебной власти страны.
Само понятие «судебная власть» было закреплено в первой Конституции Казахстана, принятой 8 января 1993 года.
Благодаря Конституции от 30 августа 1995 года судебная власть получила всестороннюю нормативную базу, стала располагать собственной автономной системой органов и выполнять свойственные только ей функции.
Впервые в истории страны судьи были объявлены носителями судебной власти в декабре 1995 года, когда был принят указ Президента «О судах и статусе судей в Республике Казахстан».
Он усилил гарантии независимости судей, укрепил их статус и роль в системе защиты прав и свобод человека.
Судьи получили правовую защиту от давления со стороны других ветвей власти.
В этот период был впервые введён институт присяжных заседателей.
В последующие годы дальнейшему реформированию судебной системы способствовало принятие законов «О судебных приставах»,«Об исполнительном производстве», Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного, Гражданско-процессуального кодексов.
Важным достижением судебной реформы стал указ Президента от 1 сентября 2000 года «О мерах по усилению независимости судебной системы», которым функции по обеспечению деятельности судов перешли от Министерства юстиции к Комитету по судебному администрированию при Верховном Суде.
Важнейшим направлением совершенствования судебной системы стала специализация судов.
В республике были созданы экономические, административные, военные, ювенальные суды и специализированные суды по уголовным делам.
Одним из важных этапов реформы судебной системы стало принятие в 2005 году Закона о разграничении подсудности, направленного на укрепление роли местных судов, упрощение судопроизводства и усиление роли апелляционных инстанций.
С 1 января 2007 года в Казахстане был введён институт уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей, который расширил возможности непосредственного участия граждан в отправлении правосудия. Знаковым достижением в этом время также стала передача функций по санкционированию арестов судам.
Одним из действенных механизмов реализации принципа независимости судов стала передача функций по отбору кандидатов на должности судей в ведение Высшего Судебного Совета.
В дальнейшем правосудие перешло от пятиступенчатой к трёхуровневой системе (первая, апелляционная и кассационная, надзорная инстанции).
Систему отбора и карьерного продвижения судей существенно пересмотрели — были серьезно ужесточены квалификационные требования. В 2011 году в Казахстане ввели институт медиации, благодаря чему конфликтующие стороны получают возможность путём переговоров решить спор с учетом своих интересов.
В 2012 году судейское сообщество Казахстана стало полноправным членом Международной Ассоциации судей.
Важную роль в развитии судебной системы сыграла цифровизация: создана единая электронная база судебных актов, действует система электронного извещения участников судебных разбирательств, ведётся аудио- и видеозапись заседаний.
Процесс реформирования судебной системы не стоит на месте. Как отметил президент страны Касым-Жомарт Кемелевич Токаев, новые подходы к нему должны обеспечить дальнейшее укрепление независимости судей, стимулировать привлечение к работе в суде новых профессиональных кадров, повысить удобство и эффективность судебного процесса.
По мнению Главы государства, проводимые правовые реформы должны в полной мере обеспечивать верховенство закона, способствовать повышению доверия общества к судебной ветви власти.
Мадина Давлетова
Судья Есильского районного суда
города Нур-Султана