Вторая инициатива Президента Казахстана: снижение налоговой нагрузки для повышения заработных плат низкооплачиваемых работников

В марте 2018 года на совместном заседании палат Парламента и Правительства Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в Обращении к народу Казахстана озвучил 5 президентских инициатив, направленных на дальнейшее улучшение благосостояния казахстанцев.
Инициативы Главы государства охватывают вопросы доступности жилья, качества высшего образования, снижения налогов, развития малого и среднего бизнеса и дальнейшей газификации страны. Представленные программы стали масштабным ответом на актуальные запросы и потребности казахстанского общества. Каждая из озвученных инициатив – это просчитанная программа в конкретных направлениях социального развития.
Вторая из инициатив Главы государства звучит: «Снижение налоговой нагрузки для повышения заработных плат низкооплачиваемых работников». Суть инициативы: снижение в 10 раз — до 1 % налоговой нагрузки для тех, кто получает оплату труда не более 25-кратного размера минимального расчетного показателя, то есть не более 63 125 тенге.
Тем самым общая модернизация налогового законодательства благоприятно отразилось на экономике страны. С 1 января 2019 года вступил в законную силу Налоговый кодекс. В нем предусмотрено снижение индивидуального подоходного налога на 90% для низкооплачиваемых работников.
Высвобождаемые таким образом денежные средства (в размере 90 % от ИПН) автоматически направляются на увеличение заработной платы. Тем самым работодатель экономит денежные средства на зарплатном фонде, но при этом оплата труда вышеуказанной категории работников увеличивается.
В совокупности с модернизацией системы налогообложения была так же разработан «Дорожная карта» В рамках данной программы потери местных бюджетов при исполнении новых норм Налогового кодекса будут компенсированы из средств республиканского бюджета.
В дополнение к предложению снизить налоговую нагрузку для определенной категории наемных работников, президент дал поручения правительству изучить возможность введения прогрессивной шкалы индивидуального подоходного налога. Было отмечено, чтобы принцип справедливого налогообложения действовал на практике. При уменьшении дохода, ставка налога соответственно должна уменьшаться, и наоборот.
История реформирования налогообложения имеет свои истоки. Были различные вариации и предложения по введению прогрессивной шкалы налогообложения. При этом самым минимальным значением ставки индивидуального подоходного налога было 5 %. Не смотря на то, что минимальная ставка ИПН и равнялась 5%, реальная налоговая нагрузка получалась выше из-за применяемой на тот момент системы вычета. Нынешняя ставка 10 % подоходного налога установлена в 2007 году.
Разрабатывая новую прогрессивную шкалу налогообложения, министерство нацио-нальной экономики анализирует прошлый отечественный опыт и изучает зарубежные наработки. Следует отметить, что одним из факторов исполнения будущего механизма налогообложения может стать вводимое в скором времени всеобщее декларирование доходов. На данный момент поручение снизить налоговую нагрузку для повышения оплаты труда низкооплачиваемых работников считается исполненным.
Таким образом, за счет внедрения инициативы президента ожидается ряд положительных эффектов на экономику страны.
Во-первых, это увеличение оплаты труда низкооплачиваемых наемных работников.
Высвободившиеся денежные средства будут потрачены на отечественном рынке товаров, услуг, работ, стимулируя тем самым экономику страны — это второй эффект.
В-третьих, сниженная налоговая нагрузка может стимулировать работодателей и работников формализовать трудовые отношения, поставить эти отношения в правовое поле со всеми вытекающими последствиями. Гражданин официально получающий заработную плату имеет право получать от государства все необходимые социальные гарантии: медицинское обслуживание, пенсию и т.д. Кроме того, официальная зарплата и уплаченные налоги — это уже какая-то основа для личного финансового и экономического планирования граждан.
Прогрессивная шкала налогообложения способствует снижению экономического неравенства в обществе и построению инклюзивного общества. А это один из элементов социального государства, о котором неоднократно говорит Елбасы.
На сегодняшний день Казахстан является одним из государств с самыми низкими ставками налогообложения. Но даже при этом наше государство идет на 10-кратное снижение налогов ради увеличения доходов экономически наиболее уязвимой категории населения страны.
В условиях неустойчивости мировой экономики, снижения цен на сырье и геополити-ческой напряженности, в то время, когда правительства многих стран сокращают социальные статьи расходов, повышают налоговые ставки, урезают перспективные проекты, Казахстан находит ресурсы на реализацию масштабных социальных инициатив. Инициатив, которые создают новые рабочие места, способствуют росту национальной экономики, повышают благосостояние граждан нашей страны.
В этой связи, можно сказать, что у Казахстана складывается своя модель социального развития. Составляющими этой модели являются:

  • развитие человеческого капитала, как стратегической задачи;
  • незыблемость социальных гарантий — пройдя тяжелый этап становления независимости в 90-х годах, мировые финансовые кризисы, наше государство начало регулярно платить пенсии, стипендии, социальные пособия и зарплаты бюджетникам и периодически их повышать (а при необходимости – снижать налоговое бремя);
  • социальная справедливость и социальное партнерство – предоставление всем гражданам равных возможностей и прав.
    Приверженность этому пути и успешная реализация Президентских инициатив позволит развивать человеческий капитал, повышать национальную конкурентоспособность и национальное благополучие.

Айдос Габдуллин