В рамках антикризисных мер, предлагается увеличить аграриям размеры госсубсидий страховых премий и решить проблемы логистики и грузоперевозок.
Инициатива МСХ, ввести ряд новых мер поддержки, чтобы стимулировать развитие отечественных компаний и снизить административную нагрузку. Так, в рамках госзакупок предложено проработать механизмы невключения в Реестр недобросовестных поставщиков тех компаний, которые столкнулись с форс-мажорными обстоятельствами, например, закрытие логистических коридоров, срыв поставок и т. п. при исполнении своих обязательств.
Помимо этого, министр сельского хозяйства Ербол Карашукеев предложил на одном из последних совещаний в Правительстве, увеличить также размеры государственного субсидирования страховых премий для поддержки сельхозпроизводителей.
С рядом доработок инициатива Правительством в целом была принята. Вместе с тем, также было поддержано предложение по расширению льготного лизинга сельхозтехники отечественного производства.
Одной из важных тем в свете последних событий стала казахстанская логистика. Проблемы грузоперевозок по железной дороге озвучили бизнесмены в ходе крайнего заседания оперативного штаба Правительства. Для решения вопросов на площадке НПП «Атамекен» была создана группа из экспертов отрасли, для выработки предложений, удовлетворяющих государство и бизнес. Буквально сразу же, согласно сообщению пресс-службы НПП, глава палаты предпринимателей «Атамекен» провел экстренную встречу с экспертами железнодорожной отрасли для обсуждения нового механизма по решению системных вопросов.
«Мы в Палате хотим качественно пересмотреть отношения с госорганами. Предпринимателям, которые занимаются транспортом или зависят от работы транспортных компаний, нужны ясная политика и понимание, что отрасль будет развиваться эффективно и по каким показателям работу оценивать», —сообщил Раимбек Баталов в ходе встречи — «Для этого на площадке НПП создана группа из экспертов отрасли, которые вместе с представителями министерства индустрии и инфраструктурного развития, «КТЖ» будут обсуждать вопросы и вырабатывать решения на своем уровне. Проблемы, которые не удастся решить, будут выноситься на площадку под председательством вице-премьера Ерулана Жамаубаева. Третий уровень – еженедельные заседания оперативного штаба во главе с премьер-министром Алиханом Смаиловым».
На данный момент НПП наблюдает картину, когда национальный перевозчик сфокусировался на развитии транзитного потенциала, но, к сожалению, игнорируя направления по экспорту, импорту и внутренним потокам. Тем самым подсаживая себя и в итоге всю страну на «транзитную иглу», — акцентировал внимание Бакытбек Кадиров, председатель рабочей группы.
В заявлении председателя группы есть логика, с учетом того, что само по себе, обеспечение транзита является высокодоходным направлением для АО НК «КТЖ», обеспечивая высокие скорости транзита для зарубежных партнеров.
Однако, в обеспечении должной скорости доставки в импортном, экспортном и внутреннем сообщении заинтересованы и отечественные компании, например, компании в легкой промышленности, ГМК, предприятия обработки, которые несут убытки в связи с вынужденными простоями.
В любом случае предпринимаемые, оперативные действия дают больше пользы и вовремя нивелируют вредоносный фактор для экономики РК. А их реализация в рамках плана «Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев» закладывают мощный стимул для отечественной диверсификации и трансформации рынка услуг. Сергей Петров