Итнервью с главным экспертом Управления контроля и обеспечения реализации защиты прав потребителей Комитета по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан Егизтаевой Инкар Тогжановной

  • Добрый день, Инкар Тогжановна, хотела бы начать наш разговор с  очень волнующей темы. Закон Республики Казахстан от 4 мая 2010  года № 274-IV «О защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями по сотоянию наи01.03.2022 г.). Какая ответственность предусмотрена за нарушение прав потребителей?

— Здравствуйте. В настоящее время гос. контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей осуществляется уполномоченным органом или его территориальными подразделениями в форме внеплановой проверки в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля в соответствии с настоящим Законом.

Так за 2021 год и первый квартал 2022 года территориальными Департаментами было проведено 114 проверок.

По итогам проверок было привлечено к административной ответственности в виде штрафа 23 субъекта среднего и крупного бизнеса на сумму 2 млн 590 тыс тенге, а также привлечено к административной ответственности в виде  предупреждения 60 субъектов бизнеса.

Согласно статьи КоАП 190 часть 6 за нарушение прав потребителей в первый раз влечет предупреждение. Деяние, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влечет штраф на физических лиц в размере 10, на субъектов малого предпринимательства – в размере 20, на субъектов среднего предпринимательства – в размере 30, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 50 месячных расчетных показателей.\

— Инкар Тогжановна, поделитесь пожалуйста итогами 2021 года. В процентном соотношений граждан вашей области. Какие основные причины обращения в Ваше ведомство?

— По итогам прошедшего года было рассмотрено 25 223 обращений. Наибольший удельный вес составляют: розничная торговля (55,4%),  бытовые услуги (15,2%),  электронная торговля (5,3%).

Основными причинами обращений являются:

1. В розничной торговле: отказ продавца в возврате некачественного товара в течении 14 дней (33,9%), непредоставление информации о товаре (12,7%), отказ в ремонте/обмене товара ненадлежащего качества (12,1%).

2. Бытовые услуги: некачественные услуги по изготовлению и ремонту мебели являются (43%), некачественные услуги парикмахерских и косметологических салонов (6,7%).

3. Электронная торговля: отказ в возврате товара (26,9%),  предоставление некачественного товара (17,1%), обман потребителей (13,4%).

— А  по сотоянию на 1 квартрал 2022 года?

За 2021 год и 1 квартал 2022 года в КЗПП и территориальные департаменты поступило 30629 обращений, в результате проведения мероприятий возвращено потребителям более 515 351тыс. тенге.

За 1 квартал 2022 года в КЗПП и территориальные департаменты поступило 5406 обращений, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года тем роста составил 123% (в 2021 году за 1 квартал поступило 4398 обращений), в результате проведения мероприятий возвращено потребителям 162,1 млн.тг.

Проведенный анализ показал, что чаще всего права потребителей нарушаются в сферах розничной торговли, бытовых услуг, электронной торговли, жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).

Количество обращений в разрезе сфер:

— Розничная торговля – 2759, или 51% от общего числа жалоб;

— Бытовые услуги -1133, или 21% от общего числа жалоб;;

— Другое — 173, или 3,2% от общего числа жалоб;

— Электронная торговля — 366, или 6,8% от общего числа жалоб;

— Услуги ЖКХ — 272, или 5% от общего числа жалоб;

— Авиаперевозки — 20, или 0,4% от общего числа жалоб;

— Финансовые услуги — 85, или 1,6% от общего числа жалоб;

— Услуги связи — 123, или 2,2% от общего числа жалоб;

— Общественное питание — 79, или 1,5% от общего числа жалоб;

— Услуги транспорта — 152, или 2,8% от общего числа жалоб;

— Медицинские услуги — 88, или 1,7% от общего числа жалоб;

— Туристские услуги  — 101, или 1,8% от общего числа жалоб;

— Услуги образования – 55, или 1% от общего числа жалоб.

 — Инкар Тогжановна, и заключительный вопрос. Какие актуальные проблемы в сфере защиты прав потребителей имеются на данный момент, и какие действия предпринимаются для их решения?

— За 1 квартал 2022 года участились жалобы на бизнес-представительства стран ЕАЭС в Республике Казахстан. В частности, на территории Республики Казахстан в 10 регионах (таких как Актюбинская, Павлодарская, Северо-Казахстанская, Востоночно-Казахстанская, Мангистауской, Туркестанской, Акмолинской, Западно-Казахстанской, Костанайской областях и в городе Нур-Султан) зафиксированы факты не принятия платежных карточек казахстанских банков второго уровня.

По административному правонарушению, а именно отказ в принятии платежей и (или) переводов с использованием платежных карточек индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, обязанным принимать их при осуществлении торговой деятельности (выполнении работ, оказании услуг) на территории Республики Казахстан (ст.194 ч1 КоАП), привлекают органы гос доходов. Поэтому Комитетом оперативно были направлены запросы по данным фактам нарушения в КГД, и дополнительно для разностороннего решения вопроса в АРРФР, АФМ, АЗРК.

Розничная и электронная торговля, услуги по изготовлению мебели, услуги связи (интернет) – очень злободневные вопросы на сегодняшний день. По всем проблемным вопросам направляются запросы в компетентные органы, идет юридическая консультация потребителей, также проводится ежедневный анализ жалоб для подачи в суд более 10 потребителей по одному и тому же вопросу.

К примеру, в республике участились жалобы на недобросовестных продавцов массажных накидок сомнительного качества по очень завышенным ценам.

Территориальным Департаментом по защите прав потребителей Западно-Казахстанской области Комитета было направлено исковое заявление в Специализированный межрайонный экономический суд Западно-Казахстанской области (далее – Суд) в интересах 29 потребителей, решение которого оказалось безпрецедентным случаем в судебной практике Республики Казахстан. До вынесения судом решения, компания возвратила 15 потребителям  полную стоимость товара, а именно 9 828,6 тыс. тг.

8 апреля 2022 года Суд принял решение в пользу исца (Департамента), оставшимся 14 потребителям денежные средства будут возвращены в полном размере.

На сегодняшний день продолжают поступать обращения потребителей касательно возврата денежных средств за отменённые рейсы после 2019 года декабрьского крушения самолета авиакомпании АО «Бек Эйр», Комитетом по защите прав потребителей проводится работа по направлению шестого иска в суд, для представления интересов более 70 потребителей.

Напоминаем, Турксибским судом г.Алматы были удовлетворены 5 исков Комитета в отношении авиакомпании АО «Бек Эйр».

Комитет представлял интересы 1797 человек, сумма исков составила более 110 млн. тенге. Приняты все необходимые меры и пройдены все этапы гражданского судопроизводства, решения по всем искам вступили в законную силу.

На сегодняшний день, осуществляется исполнение судебных решений судебными исполнителями в соответствии с Законом «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей».

В целях восстановления нарушенных прав, сотрудниками Комитета в рабочем порядке был отработан вопрос возврата денежных средств маркетплейсом Wildberries и налажена работа личных кабинетов потребителей.

 — Инкар Тогжановна, спасибо за уделенное время. Благодаря высокому уровню Вашего профессионализма обсудить важную информацию.  Жалею Вам успехов  и карьерного роста.

Кайрат Коканов