В современном мире для успешного развития государства важно «держать руку на пульсе», четко понимать происходящие геополитические, геоэкономические процессы, осознавать их возможные последствия.
Глобальный экономический кризис показал, что необходимо формировать новые экономические механизмы, принимать меры, направленные на стимулирование работы финансовых институтов, субъектов предпринимательства.
Такие меры были приняты и в Казахстане в 2007-2009 годах, когда государство поддержало банковскую систему страны, тысяч вкладчиков банков, малый и средний бизнес.
Историческим стало принятие государственной программы «Нұрлы жол», озвученной в 2014 году Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым в очередном Послании «Нұрлы жол – путь в будущее».
Объявленная Главой государства программа по своим масштабам стала для нашей страны беспрецедентной. Она явилась ядром новой экономической политики республики, основанной на развитии транспортной, энергетической, индустриальной и социальной инфраструктуры, малого и среднего бизнеса. По замыслу Елбасы, это должно было стать стимулирующим фактором развития национальной экономики.
Нацелив государственные центральные и местные исполнительные органы, предпринимательство и неправительственный сектор на реализацию данной программы, Президент фактически дал старт самой крупной стройке, которой не было еще за все годы Независимости Казахстана.
Спустя 5 лет с начала претворения в жизнь программы можно с уверенностью констатировать, что «Нұрлы жол», разделенная на два основных этапа, успешно реализовывается, открывая новые возможности для укрепления экономической стабильности, социального развития, тем самым способствуя росту ВВП.
Программа «Нұрлы жол» является комплексной и охватывает многие сферы жизни. Хочу отметить некоторые, на мой взгляд, важнейшие задачи, которые она решает — стратегически, социально-важные вопросы, требующие своего разрешения не один год.
Ремонт и реконструкция автодорог республиканского значения — одно из главных направлений программы. Это обусловлено прежде всего тем, что основными проблемами имеющейся транспортной инфраструктуры страны были ее высокий износ и низкая пропускная способность.
О грандиозности реализации этого направления говорит тот факт, что только за время исполнения первого этапа программы ремонтом и реконструкцией было охвачено 2000 км. автомобильных дорог республиканского значения. Около 93% использованных в ходе строительства материалов были изготовлены в Казахстане.
Пожалуй, очень многие граждане страны и сами могут легко озвучить, на каких автомагистралях шли ремонтные работы в эти годы. Ведь только во время первых двух лет в строительстве участвовало 75 000 человек. Большая стройка коснулась трасс Астана-Темиртау, Алматы-Капшагай, Астана-Оскемен, Западная Европа-Западный Китай, Астана — Костанай и другие.
В целом, к 2020 году реконструкцией и строительством планируется охватить около 7 тыс. км дорог. Вместе с тем, будет увеличено количество транзитных контейнерных перевозок в 10 раз – до 2 млн. контейнеров. Запланирован и рост транзитного авиапассажиропотока в 4 раза до 1,6 млн.
Необходимо отметить, что строительство автодорог республиканского значение всегда имеет мультипликативный эффект. Само собой, открываются новые возможности для более быстрой перевозки грузов. Люди могут получить работу, участвуя в возведении дорог. Вместе с новыми автотрассами появляются новые объекты сервиса – автозаправочные станции, гостиницы, кафе и закусочные.
До 2020 года планируется строительство 260 объектов сервиса по утвержденным требованиям за счет республиканского бюджета и привлечения частных инвесторов.
В рамках программы построен современный железнодорожный вокзал в г.Астане. Произведен капитальный ремонт здания вокзала г.Алматы. Госпрограммой охвачено такое направление, как строительство и ремонт железнодорожных вокзалов и автовокзалов крупных городов страны. К примеру, в городах Актобе, Усть-Каменогорск, Шымкент проведены работы по приведению их в соответствие с требованиями национальных стандартов и будущего пассажиропотока.
Благодаря программе «Нұрлы жол» удалось связать центральный регион страны с западом и севером прямыми железнодорожными путями. А это порядка 2 426 км. построенных транспортных линий «Жезказган – Бейнеу» и «Аркалык — Шубарколь».
В рамках программы модернизируются и аэропорты столицы и многих областных центров.
На протяжении многих лет вопрос замены тепловых водопроводных сетей оставался наиболее злободневным. По стране средний износ сетей составляет 63%, а в некоторых городах этот показатель доходит и до 70%. Вследствие этого, сети тепло, водоснабжения характеризуются высокой аварийностью. И здесь программа «Нұрлы жол» нашла свое применение. Через нее во всех областях идет замена сотней километров магистральных трубопроводов.
В результате предпринимаемых мер до 2020 года произойдут снижение износа сетей тепло-, водоснабжения, водоотведения до 53% и улучшение качества услуг, предоставляемых потребителям.
Вместе с этим, будет запущен процесс коммерциализации отрасли через применение принципов предельных тарифов и замещение целевых инвестиционных трансфертов бюджетными кредитами и частным капиталом. Усилия государства будут направлены на переход коммунальной отрасли к единым техническим стандартам.
Безусловно, важнейшим вопросом для тысяч казахстанцев, особенно молодежи и молодых семей остается приобретение жилья. По инициативе Елбасы в рамках госпрограмм до 2019 года запланирован ввод 1,4 млн. квадратных метров арендного и кредитного жилья со всей необходимой инфраструктурой. Такая внушительная цифра связана с продолжающейся урбанизацией. По планам холдинга «Байтерека» — основного оператора направления программы, планируется, что Казахстан займет 57 место в рейтинге Всемирного экономического форума по качеству базовой инфраструктуры.
Еще один эффект от «Нурлы жол» состоит в том, что программа позволила отечественному бизнесу устоять перед влиянием негативных тенденций и сохранить рабочие места. В стране из года в год улучшается бизнес-климат, увеличивается количество активных субъектов предпринимательства. У малого и среднего бизнеса появилась возможность получать кредиты по льготным заниженным процентам.
Большую поддержку в последние годы получили и сельскохозяйственные товаропроизводители. Государство предоставляет возможности для развития племенного животноводства, повышения продуктивности и качества продукции животноводства, субсидирования процентной ставки по кредитам и лизинговым обязательствам.
Глава государства всегда говорит о том, что необходимо развивать предприятия, выпускающие готовую продукцию. Поэтому особой целевой группой поддержки со стороны государства являются субъекты среднего и крупного предпринимательства, осуществляющие экспорт отечественных товаров зарубеж. Поддержка экспортеров способствует дальнейшему развитию несырьевого экспорта, дает возможности выйти на новые перспективные ниши.
Все это способствует повышению финансовой устойчивости агропромышленного комплекса страны, его конкурентоспособности.
Программа не обошла стороной и сферу образования. Акцент был сделан на ввод в эксплуатацию детских садов в регионах, испытывающих наибольший дефицит в дошкольных организациях, ликвидацию обучения в три смены в городах и сельских районах посредством строительства новых школ. Реализуются меры по повышению качества современного образования, улучшению материально-технической базы высших учебных заведений. При вузах создаются новые лаборатории, соответствующие международным стандартам по направлениям: производство строительных материалов, пищевая промышленность, металлургия, машиностроение, технологические машины, энергетика, нефтехимия, химическая промышленность.
Таким образом, эти и многие другие направления, конкретные меры по инфраструктурному развитию, социально-значимых сфер показывают, что комплексная программа «Нұрлы жол» — это не просто ограниченный во времени крупный проект. Это новая экономическая политика, антикризисный план действий, призванный форсированно создать условия для нового рывка страны.
Елбасы, как мудрый стратег, выдвигая эту программу, четко понимал, значимость скорейшей реализации модернизационных процессов — от сферы образования до модернизации жилищно-коммунального хозяйства, от совершенствования путей сообщения, транспортных артерий страны до поддержки бизнеса. В период геополитической, мировой финансовой нестабильности в нашей стране приняты решительные и действенные в поддержку производств, банков и бизнеса, открываются новые рабочие места. Все это открывает новые перспективы, новые стратегические основы для долгосрочного развития государства.
Инициативы Президента страны помогли Казахстану не только выстоять в эпоху нестабильности, преодолеть мировой экономический кризис, но и выйти из него еще более сильным и закаленным государством.
Мы являемся свидетелями серьезных и грандиозных преобразований. На наших глазах реализуются крупнейшие реформы за всю историю страны. Разве мы могли на заре независимости государства представить себе то, что через 20 лет Казахстан станет известен всему миру, что будут ежегодно вводится десятки тысяч квадратных метров жилья, строится десятки школ, больниц, заводов?
Конечно, когда-то никто не мог себе вообразить, что мы так скоро поставим такую амбициозную цель – войти в тридцатку наиболее развитых стран мира. Но как как показывает политика Президента Казахстана – все реально!
Главное – четкая цель, продуманный путь к ее достижению, единство и трудолюбие народа.
Мерхат Ашимов