Salus reipublicae – suprema lex
В статье 1 Конституции Республики Казахстан провозглашается:
«Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». В этой статье предельно четко и ясно выражены основополагающие принципы становления и развития страны, а также критерии воплощения их в жизнь. Фундаментальная задача формирования правового государства в Казахстане предполагает создание системы политических, юридических и других гарантии, которые должны были бы обеспечить жизнеспособность конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность как государства, так и личности. Неизменной предпосылкой дальнейшего развития правового государства следует признать, как формирование высокой общей культуры граждан, так и повышение всеобщей политико-правовой культуры всех слоев населения страны. Решение данной задачи предполагает создание развитой научной системы образования, воспитания и формирование демократического правового государства. Наше государство не только конституционно провозглашает права и свободы человека, гражданина, но и гарантирует их обеспечение, создавая все необходимые экономические, социальные, политико-правовые предпосылки. В 2017 году в Конституцию Республики Казхстан внесены изменения, расширяющие полномочия Парламента и Правительства. Также на уровне Конституционного закона «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» заложена прочная основа института парламентской оппозиции и определена ее дальнейшая роль.
В сложном процессе становления правового государства возрастает роль закона в системе социальных регуляторов, происходит усиление правовых начал в жизни общества и государства. На торжественном мероприятии по случаю 30-летней годовщины Независимости Казахстана Президент Республики Казахстан К.К. Токаев огласил следующие основополагающие для развития и процветания нашего государства слова: «В стране должен царить закон, как твердая основа гармонии и порядка».
Низкий уровень правовой культуры и правосознания широких слоев населения, правовой нигилизм являются серьезной проблемой обеспечения реализации принципов верховенства права. Важнейшими направлениями деятельности органов государственной власти и местного самоуправления являются повышение правовой культуры и юридической грамотности населения, преодоление правового нигилизма, укрепление на этой основе законности и правопорядка.
Глава государства К.К. Токаев, обращая внимание на необходимость политической модернизации и защиты прав человека, консолидации общества как главного фактора дальнейшего прогресса, в своем Послании народу Казахстана «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны», также особо подчеркнул: «Наша цель – дальнейшее повышение эффективности государства, транспарентности и конкурентности политического процесса. Поэтому политические реформы будут продолжены». Несомненно, что масштабные политические реформы «повышения эффективности государства» охватят и значительные реформы в области правовой политики. Правовая политика призвана управлять процессами правового развития нашей страны, повышать степень упорядоченности и оптимальной организации юридической составляющей в жизни общества.
С древних времен в науке существует множество определений понятия «политика», ибо политическая составляющая развивающегося общества представляет собой сложное общественное явление на всем историческом пути поступательного движения человечества. Соответственно, даже самое всеохватывающее определение не в состоянии включить в себя все ее многообразие. Тем не менее, популярные словари следующим образом определяют слово политика: (греч. politika – государственные и общественные дела) сфера человеческой деятельности, связанная с отношениями людей по поводу установления, функционирования и изменения власти в обществе. Еще в древности Аристотель определил политику как «высшую форму общественного бытия людей». И это понятие довольно близко до истины.
Важнейшим составляющим современной политики является ее нормативно — правовая база. Правовые нормы придают политике определяющую ее сущностную логику поступательной динамики, создают всеобщее правовое пространство, устанавливают рамки компетенции участников политического процесса. Без достаточно развитой правовой политики невозможно целенаправленно и гарантированно реализовать все разнообразные виды политики. Слабая правовая политика, сопряженная с несовершенной юридической базой, с противоречиями в правовых актах, с расплывчатыми приоритетами ведет к немалым трудностям в осуществлении социальной и экономической политики в целом. Следует отметить, что роль права в жизни современного общества резко возросла, и будет неизмеримо возрастать. И это правильно. Несравненно увеличились потоки правовой информации, значительно больше стали приниматься различного рода нормативные акты. Это объясняется тем, что наше общество, физические и юридические лица активнее стали использовать право для решения своих насущных проблем. Соответственно, «правовая политика» представляет собой обоснованную, системную и последовательную деятельность государства по созданию действенного механизма правового регулирования социально-экономических процессов, целесообразному использованию юридических рычагов для достижения общественной стабильности, целей наиболее полного обеспечения прав и свобод человека, укрепления законности и правопорядка, значительного повышения уровня правовой культуры. Таким образом, «правовая политика» должна управлять процессами правового развития, повышать степень организации юридической составляющей общества. Правовая политика Республики Казахстан представляет собой всеобщую систему юридической деятельности, прежде всего основывающейся на незыблемых принципах Конституции РК, соответствующих им законах и общепризнанных нормах международного права. Таким образом, правовая политика нашей страны находит свое выражение в действующих правовых актах. Правовая политика формирует полноценную и действенную правовую систему страны. Она направлена на защиту прав и законных интересов всех членов общества, совершенствование правового регулирования государства. Правовая политика должна строиться на научно — обоснованном использовании правовых средств в целях надлежащей и полноценной организации общественной жизни на принципах справедливости («Справедливость есть высшая из всех добродетелей». Цицерон Марк Туллий — древнеримский оратор и философ) и повышения благосостояния людей в стране. Это правильно. В тоже время, в стране нельзя допускать резкого разрыва между «богатыми привилегированными» и «бедными обделенными», чтобы избежать недовольства части людей и социальных потрясений. Так, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) заявляет, что разрыв между богатыми и бедными в мире продолжает расширяться. В 34 странах, входящих в организацию, 10% самых богатых их жителей зарабатывают почти в 10 раз больше, чем 10% самых бедных. ОЭСР предупреждает, что подобное неравенство может послужить препятствием для экономического роста («Дурное употребление материальных благ часто является вернейшим путем к величайшим невзгодам». Даниель Дефо — английский писатель).
Достижение высокой эффективности правовой политики становится важной задачей государства, современной юридической науки и практики. Важная роль в формировании и реализации правовой политики отводится правотворческим (Парламент РК) и правоприменительным (суд, прокуратура, полиция и др.) органам, которые посредством информационной пропаганды, повышения правосознания населения, убеждения и принуждения — добиваются их претворения в действительность.
Правоохранительная и правозащитная политика являются разновидностями правовой политики в целом, выступают взаимосвязанными составляющими всеобщей правовой жизни, отвечающими потребностям формирования в Казахстане правового государства. Данные виды правовой политики находятся в постоянной взаимосвязи. Правозащитная политика государства призвана создавать соответствующие условия и предпосылки для защиты конституционного строя и других жизненно важных интересов и ценностей общества. Главной задачей правозащитной политики общества выступает создание надлежащих политико-правовых и организационно-управленческих условий, механизмов для действенной реализации и защиты важных конституционных ценностей. Правоохранительная политика строится на выстраивании правоохранительной системы, а правозащитная политика – на выстраивании действенной правозащитной системы. Сообразно задачам правовой политики государство создает условия для повышения правовой грамотности и правосознания граждан, обеспечивает осведомленность о способах и пределах осуществления и защиты их прав, охраняемых законом интересов. Концепция государственной политики по повышению правовой культуры в Казахстане направлена на реализацию правовой грамотности и правосознания граждан, формирование высокого уровня правовой культуры населения, уважения к закону, правопорядку и суду, положительной модели социального поведения, а также на устранения правового нигилизма. Упрочение начал правового государства, формирование гражданского общества и реализация конституционных прав и свобод граждан прямо связаны с состоянием их правовой культуры, уровнем правового сознания. Соответственно, правовое обучение и правовое воспитание граждан должно быть одним из приоритетных направлений в работе всех участников системы правового просвещения.
15 октября 2021 года Президент Республики Казахстан К.К.Токаев подписал Концепцию правовой политики до 2030 года, направленная на совершенствование национальной правовой системы. Концепция представляет собой новый программный документ, которая содержит узловые установки по развитию отдельных отраслей законодательства. До данной Концепции действовали – Государственная программа правовой реформы, Концепция правовой политики на 2002 – 2010 года и Концепция правовой политики на период с 2010 до 2020 года. В целях реализации Концепции на период с 2010 до 2020 года были приняты меры по модернизации казахстанской правовой системы, направленное на усовершенствование модели государственного управления, наращивание экономического роста и решение рядя вопросов в области образования, здравоохранения, социальной защиты граждан.
По данным Министерства юстиции Республики Казахстан, из 163 положений Концепции реализованы 155 положений, 2 положения реализованы частично, а по 6 мероприятиям государственными органами ведется работа. В новой редакции принят ряд кодифицированных актов: в 2011 году-Кодекс о браке и семье, в 2014 году-Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы и Кодекс об административных правонарушениях, в 2015 году-Гражданский процессуальный и Трудовой кодексы, в 2017 году — Налоговый и Тамженный кодексы, в 2020 году-Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения. 12 марта 2021 года Главой государства подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования нормотворчества», который предусматривает модернизацию всех стадий правотворческой работы. Новеллы данного Закона коснулись также персмотра порядка проведения научно-правовой экспертизы законопроектов.
Принята была также Концепция по совершенствованию сферы правового просвящения на период 2017-2022 годы, целями которой вляется повышение уровня правовой культуры общества и граждан, отличающихся правомерным поведением и гражданской активностью, расширение действия примирительных процедур и механизмов внесудебного урегулирования споров, в том числе путем закрепления разнообразных путей и способов достижения компромисса между сторонами частно-правовых конфликтов (медитация, посредничество и другие) как в судебном, так и во внесудебном порядке.
В рамках реализации Концепции правового посвящения совместно с центральными государственными и местными исполнительными органами в 2021 году проведено более 5-ти тысяч мероприятий, из них: выступлений на телевидении-385 и в СМИ-536, благотворительные акций-46, прямые эфиры в социальных сетях-2308, прием граждан-1257, брифингов-181, встреч с населением-25, заседания и конференции-59, семинары и лекций-23, круглые столы-68 и т.д. Были размещены около 7 тысяч билбордов и баннеров,3 тысяч –аудио-видеороликов в социальных сетях, телевидении и на LED-экранах, опубликовано 13тысяч информационно-разъяснительных материалов и пресс-релизов, распространены более 17 млн. раздаточных материалов(брошюры, листовки, буклеты и памятники).
Кроме того, для повышения уровня правовой культуры общества и граждан на постоянной основе совместно с адвокатами, нотариусами и юридическими консультантами проводятся мероприятия «День открытых дверей», «Юстиция консультирует» и т.д.
В рамках концепции спецпроекта «Құқықтық мәдениет» приказом министра юстиции от 20 августа 2020 года утвержден План по ее реализации. Проектом ставится цель: формирование правовой культуры и правосознания населения Казахстана, формирование навыков правового поведения. В рамках спецпроекта осуществляется партнерство местных исполнительных органов с организациями образования, заинтересованными в сотрудничестве с неправительственными организациями (НПО) и общественными объединениями, центрами занятости, и иными образовательными учреждениями. Широко обеспечен всеобщий бесплатный доступ к электронной информационно-правовой системе «Әділет», где размещено около 121 тыс. нормативных правовых актов. За 9 месяцев 2021 года в сравнении санологичным периодом истекшего года эффективность данной программы отражается в количественном росте пользователей на 40% и посещений на 30%.
В целях оказания информационной, консультативной правовой помощи гражданам функционирует Правовая информационная служба, которая осуществляет круглосуточное басплатное консультирование насленеия по всем правовым вопросам и разъяснению положений действующего законодательства через Call-Центр( 119, 58-00-58) , мессенджер WhatsApp ( +7 708 693 56 31), виджета «Виртуальный консультант», раздел «Правовая консультация». Консультацию получили более 107 тысяч граждан.
Таким образом, государство создает условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан, охраняемых законом их интересов в административном и судебном порядке, а также доступ широкого круга населения к квалифицированной юридической помощи.
Накипбек Садвакасов,
юрист-правовед, публицист