За годы независимости Республика Казахстан под руководством Президента Н.А.Назарбаева добилась впечатляющих успехов в реализации государственной политики. В течение первого десятилетия со дня обретения суверенитета стране удалось выйти из глубокого кризиса постсоветского периода, сформировать экономический фундамент, создать условия для работы добывающего сектора, промышленных предприятий, развития субъектов малого и среднего бизнеса.
Благодаря этому в разы увеличились поступления в госбюджет, стала возможна реализация ряда программ по развитию образования, здравоохранения, культуры и социальной сферы.
Одной из наиболее масштабных принятых страной программ является Государственная Программа развития регионов до 2020 года, утвержденная в 2014 году. Ее принятие обусловлено необходимостью обеспечения развития регионов через создание условий для их социально-экономического роста, формирование рациональной территориальной организации государства, стимулирование концентрации населения и капитала в центрах экономического роста. Принятие программы также связано с тем, что инфраструктура городов не всегда соответствует быстрорастущим потребностям предприятий и населения.
Программа была призвана решить несколько главных задач – определить инвестиционные приоритеты для каждого макрорегиона, совершенствовать территориальное развитие страны, модернизировать инженерную инфраструктуру и жилищно-коммунальное хозяйство, обеспечить население питьевой водой и услугами водоотведения.
Необходимо сказать, что данная программа не появилась внезапно и из ничего. Она разработана в целях оптимизации действовавших ранее отраслевых программ. В частности, были интегрированы положения программ «Развитие регионов», «Развитие моногородов», «Акбулак», «Модернизация ЖКХ», «Доступное жилье-2020», а также проект программы развития малых городов.
Следует отметить, что для разработки эффективных мер по развитию малых и моногородов Казахстана изучались успешные примеры зарубежных стран в модернизации населенных пунктов, к примеру, таких стран, как США, Швеция, а также в целом Европейский союз.
Ни один город, регион не может успешно расти без развитых коммунальных сетей. Неудовлетворительное состояние производственной инфраструктуры является одной из ключевых проблем, сдерживающих развитие малых и моногородов. Особенно остро стоит проблема транспортной удаленности и плохого состояния автомобильных дорог.
Что уж говорить, если изношенность коммунальных водопроводных и электрических сетей во многих населенных пунктах на момент принятия программы доходила до 70%. Поэтому, такая задача, как «Развитие инженерной инфраструктуры и ЖКХ» стала одной из важнейшей составляющей Программу развития регионов до 2020 года.
Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что показатели данной задачи программы, несмотря на то, что 2019 год еще не окончен, практически успешно достигнуты. Об успешности реализации данной задачи и вошедших в нее программ развития инженерной инфраструктуры — «Ак булак», «Модернизация ЖКХ», можно говорить опираясь на конкретные цифры.
Так, доступ к централизованному водоснабжению с 2011 по 2018 годы по сельским населенным пунктам увеличился с 42,5 до более чем 58 процента, в городах – с 82 до 93,8 процента.
Из 6601 сел 3671 снабжены централизованными системами водоснабжения. По численности же населения доступ к централизованному водоснабжению имеют более 80 процентов сельчан – свыше 6,3 миллиона из 7,7 миллиона человек.
За эти годы в этом направлении было реализовано более полутора тысяч проектов и реконструировано более 18 тысяч километров сетей. Это стало возможным во многом благодаря принятию, по инициативе Президента страны, программы «Нұрлы жол». Ведь до ее утверждения в среднем по Республике производилась замена порядка 300 км сетей в год, в то время как заменять необходимо не менее 5% или 750 км. Если бы мы оставались на прежнем уровне, то в этом случае, мы имели бы еще более значительные фактические тепловые потери и высокую аварийность.
Необходимо отметиться, что в течение последних лет в регионах страны активно проводилась работа по снижению доли объектов кондоминиума, требующих капитального ремонта. Так, к 2017 году этот показатель снижен в среднем по республике на 2% по сравнению с 2015 г. составил 25%. Местные исполнительные органы провели также большую работу по обеспечению ремонта общего имущества объектов кондоминиума и энергетический аудит многоквартирных жилых домов.
Особый акцент акиматы регионов в течение последних нескольких лет сделали на реализацию свыше 300 проектов по проектированию и строительству инженерных сетей в районах застройки жилья, предназначенного для всех категорий граждан по линии Жилстройсбербанка и для семей, стоящих в очередях в местных исполнительных органах.
В целом, масштабная реконструкция и строительство сетей водоснабжения, водоотведения конечно же отразилась на уменьшении общих показателей аварийности. Так, коэффициент аварийности на городских сетях водоснабжения снизился до 0,35, водоотведения – до 0,16.
То же самое можно сказать и о доле нормативно очищенных сточных вод.
К примеру, в городах в среднем по Казахстану эта доля составляет 91,1%, что больше на 10,1% значения 2015 года, когда собственно была запущена Программа развития регионов.
Нельзя не отметить то, что успешной реализации задачи «Развитие инженерной инфраструктуры и ЖКХ» Программы развития регионов до 2020 года способствовали организованные на местах мероприятия по информационно-разъяснительной работе среди населения по пропаганде политики энергосбережения и мер по повышению квалификации специалистов сферы жилищного хозяйства.
Как рационально использовать ресурсы? Как правильно содержать сети? Как организовать взаимодействие между жителями дома, КСК, услугодателями и акиматами? Этим и многим другим вопросам была посвящена информационная деятельность.
В целом, учитывая результаты реализации задачи Программы, прогнозируется, что к примеру, по итогам 2019 года обеспеченность централизованным водоснабжением в городах составит 97%, в селах – 62%. Достижение такой динамики также связано с произведенными поисково-разведочными работами подземных вод в более чем 500 сельских населенных пунктах.
По итогам реализации программы будет обновлено свыше 20 тысяч км электрических сетей.
Доля объектов кондоминиума, требующих капитального ремонта к 2020 году снизится до 12%. До 2020-го года в 9-ти регионах страны будут реализованы инвестиционные проекты по расширению газоснабжения и модернизации с общей протяженностью более 7-и тысяч км. газопроводов.
Помимо этих итогов можно выделить и другие не менее значимые результаты реализации задачи программы. Так, благодаря ее исполнению через проведенную инвентаризацию создана ежегодно обновляемая база данных состояния жилого фонда и инфраструктуры коммунальных услуг.
Еще один результат программы — государством предоставляются целевые займы на проекты по модернизации инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, совершенствуются условия по их предоставлению.
Кроме этого, обеспечено внедрение современных методов менеджмента на предприятиях коммунального сектора;
Существенная многогранная работа проведена для того, чтобы органы управления объектом кондоминиума самостоятельно могли обеспечивать нормативную эксплуатацию жилого фонда.
Ну и одним из важных результатов задачи программы является общая удовлетворенность граждан качеством коммунальных услуг. Для большей конкретики можно привести пару цифр. Если по итогам данных 2015 года около 50% потребителей в каждом регионе страны были удовлетворены данными услугами, то к 2020 году этот показатель должен составлять не менее 70% потребителей в каждом регионе Республики.
Время не стоит на месте. Наша страна добивается реализации амбициозных задач, постепенно улучшая благополучие граждан. Под руководством Президента страны Н.А.Назарбаева, мы достигли, как казалось когда-то, невыполнимых целей. Мы успешно претворяем в жизнь стратегически значимые программы, которые позволяют нам повысить качество жизни, создать основу для всестороннего развития.
По поручению Президента страны Министерством национальной экономики Республики Казахстан совместно с Институтом экономических исследований, а также группой известных ученых, уже проводятся аналитические исследования по вопросам дальнейшего совершенствования территориально-пространственной организации страны. Исследования, в том числе, проводятся с изучением мирового опыта. По их итогам планируется до 1 ноября 2019 года разработать новую прагматичную Программу развития регионов до 2025 года и Прогнозную схему территориально-пространственного развития страны до 2030 года.
Говоря о значимости разработки данных документов Глава государства Н.А.Назарбаев особо подчеркнул: «Каждый регион и крупный город должны развиваться, опираясь на собственную модель устойчивого экономического роста и занятости с учетом имеющихся конкурентных преимуществ. В этой связи нужно разработать систему региональных стандартов для различных населенных пунктов — от опорных сел до городов республиканского значения».
Безусловно, эффект от Программы развития регионов до 2020 года очевиден, реализация новой Программы на новую пятилетку станет еще одним шагом к тому, чтобы развить потенциал регионов, улучшить качество жизни казахстанцев, а значит приблизиться к тем высоким стандартам жизни, о которых говорит Президент Республики.
Азамат Сулейменов