Развитие финансового сектора Казахстана

Развитию финансового сектора сейчас уделяется очень большое внимание. Мировой экономический кризис сотрясает финансовую устойчивость многих стран. И нужны адекватные стратегии и направления деятельности государственной политики в этой сфере. Поэтому важна Концепции развития финансового сектора Казахстана до 2030 года, который разработан по поручению Президента Касым-Жомарта Токаева. Целью Концепции определено формирование интегрированного в международное пространство, устойчивого и конкурентоспособного финансового рынка, который обеспечивает весомый вклад в стабильный и инклюзивный экономический рост Казахстана и улучшение благосостояния населения. Концепция предусматривает переход от антикризисного регулирования к устойчивому развитию финансового рынка.
Для достижения цели Концепции определены 5 ключевых принципов развития финансового рынка. Первый – обеспечение положительного эффекта от развития финансового сектора на экономический рост. Второй – создание условий для развития финансовых технологий и внедрения инновационных продуктов и услуг. Третий – поддержание финансовой стабильности, ориентированное на обеспечение устойчивости и непрерывности деятельности финансовых институтов. Четвертый – развитие конкуренции и создание равных условий деятельности для всех финансовых организаций. Пятый – повышение финансовой инклюзии и предоставление равных условий доступа к финансовым продуктам и услугам для всех потребителей. Для достижения указанной цели определены 7 стратегических направлений развития финансового сектора, 3 из которых имеют кросс-секторальный характер и актуальны для всех сегментов финансового рынка, и 4 стратегических направления содержат специфические секторальные задачи и инициативы для ключевых участников финансового рынка. Первое направление. Обеспечение финансовой стабильности и поддержание доверия к финансовой системе.
Обеспечение стабильности финансового рынка будет осуществляться за счет реализации эффективной макропруденциальной политики и риск-ориентированного надзора. В рамках макропруденциальной политики рассматривается введение контрциклического буфера к минимальной достаточности собственного капитала банков. Также планируется расширение критериев признания финансовых организаций системно значимыми с установлением к ним повышенных требований к системам управления рисками и информационной безопасности. Для снижения системных рисков планируется введение консолидированного надзора финансовых конгломератов в соответствии с требованиями Базельского комитета по банковскому надзору. Для стимулирования банков к применению лучших инструментов риск-менеджмента будут усилены требования к внутренним процессам банков по оценке достаточности собственного капитала (ICAAP) и ликвидности (ILAAP). Второе направление. Развитие инноваций, финансовых технологий, новых бизнес-моделей и компетенций. Следуя повестке ООН по устойчивому развитию, приоритетным направлением станет внедрение принципов ESG на финансовом рынке, а также стимулирование развития «зеленого финансирования». В соответствии с новыми международными стандартами в сфере ESG на финансовом рынке будет осуществлен поэтапный переход от добровольного к обязательному раскрытию финансовыми организациями нефинансовой отчетности о подверженности ESG-рискам. Третье направление. Обеспечение добросовестного поведения, защита прав и интересов потребителей финансовых услуг. Планируется внедрение новой комплексной модели защиты потребителей для перехода на проактивную работу по обеспечению защиты прав потребителей. Ключевым элементом новой модели является внедрение риск-ориентированного подхода, предусматривающего анализ бизнес-моделей и стратегий финансовых организаций для выявления на ранних этапах недобросовестных практик работы с потребителями и принятия принудительных мер надзорного реагирования для исправления и недопущения ситуации, когда она будет угрожать интересам большего числа потребителей. Для обеспечения добросовестной работы с потребителями будут внедрены поведенческие стандарты финансовых организаций, направленные на выявление рисков для потребителей на этапе создания финансового продукта, раскрытие информации о финансовых продуктах и рисках с учетом финансовой грамотности потребителя, расширение каналов подачи обращений, оперативное урегулирование споров по линии обратной связи. В рамках развития финансовой инклюзии будут приняты меры по созданию безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями и маломобильных групп населения, функционированию интерактивной карты адаптированных отделений финансовых организаций в разрезе регионов.
Планируется адаптация условий наиболее востребованных финансовых продуктов под нужды лиц с инвалидностью. Для повышения уровня финансовой грамотности планируется увеличение охвата населения образовательными программами по вопросам цифровой и киберграмотности, защиты от рисков, связанных с использованием новых технологий и интернет-мошенничеством. Основной задачей банковского сектора должно стать стимулирование роста экономики через эффективное перераспределение денежных ресурсов.. Кроме этого, планируется поэтапное сокращение участия государства в программах прямого финансирования экономики, что обеспечит замещение государственного финансирования в крупных и капиталоемких инвестиционных проектах ресурсами финансового рынка. Необходимо прекращение государственной поддержки нежизнеспособных предприятий, а также совершенствование процедур реабилитации и банкротства несостоятельных должников. Наряду с этим продолжится развитие альтернативных инструментов финансирования, таких как факторинг, лизинг, синдицированное кредитование, государственно-частное партнерство. Пятое направление. Развитие рынка страхования как инструмента защиты финансовых интересов. Страховой сектор является социально ориентированной отраслью, основная задача которой — повышение благосостояния населения и защита его имущественных интересов. Ключевые инициативы по данному направлению включают расширение линейки страховых услуг, совершенствование инфраструктуры страхового рынка, в том числе за счет цифровизации, а также повышение устойчивости страхового сектора посредством внедрения международных стандартов оценки платежеспособности. Развитие рынка капитала будет проводиться в тесном взаимодействии с МФЦА для повышения синергетического эффекта от функционирования двух бирж. В рамках реализации Стратегии развития МФЦА планируется расширение перечня финансовых услуг для участников МФЦА и доступа к инфраструктуре финансового рынка.
Совместно с МФЦА планируется внедрение единых подходов к регулированию регуляторной песочницы для апробации финансовых инноваций, новых технологий и финансовых услуг. Рынок микрофинансирования играет важную роль в повышении доступности финансовых услуг для широких слоев населения и представителей малого бизнеса в регионах. Для микрофинансовых организаций будет расширен спектр предоставляемых услуг, включая агентские, платежно-расчетные и консультационные услуги для бизнеса. Вовлечение МФО в реализацию государственных программ развития бизнеса, в особенности на селе, будет содействовать развитию аграрной отрасли и обеспечению занятости в регионах. Для крупных МФО, желающих масштабировать бизнес, будет предоставлена возможность конвертации в банк.
Все эти меры, конечно, укрепят финансовую систему Республики Казахстан, оздоровят нашу экономику и будут важным критерием построения «Нового, справедливого Казахстана»

Кайрат Коканов