Озвучивая в прошлом году Пять социальных инициатив, Елбасы Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что каждая из них – вклад в укрепление общественного единства казахстанского народа. Они являются не просто тактикой, а серьезно продуманной и масштабной программой, которая затрагивает интересы многих граждан нашей страны. Одна из инициатив – снижение налоговой нагрузки для повышения заработных плат низкооплачиваемых работников, который является новым витком в процессе улучшения благосостояния казахстанцев.
Пять социальных инициатив – масштабный ответ на актуальные запросы и потребности казахстанского общества. Каждая из озвученных инициатив – это просчитанная программа в конкретных направлениях общественного развития. В условиях неустойчивости мировой экономики, снижения цен на сырье и геополитической напряженности, в то время, когда правительства многих стран сокращают социальные статьи расходов, повышают налоговые ставки, урезают перспективные проекты, Казахстан находит ресурсы на реализацию масштабных социальных инициатив. В том числе и той, что нацелена на снижение налоговой нагрузки.
Налоги всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства. Именно за счет них в преобладающей степени формируется централизованный фонд денежных средств, который является финансовой основой обеспечения деятельности страны. Говорят, что самый лучший налог, это наименьший. С этим трудно не согласиться, если учитывать, что снижение ставок по обложению доходов – неплохое подспорье для улучшения благосостояния.
По данным Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, в прошлом году налоговые поступления в госбюджет составили 7,9 трлн тенге, что на 1,1 трлн тенге больше, чем за отчетный период 2017 года. Это рекордная сумма за все предыдущие периоды. Прирост составил 15,8 процента. По итогам 12 месяцев 2018 года в структуре налоговых поступлений наибольшую долю занимал налог на добавленную стоимость: 37,1 процента. Корпоративный налог занимал 30,7 процента от всего объема налогов. Замыкал тройку лидирующих поступлений – индивидуальный подоходный налог (ИПН). Более того, именно он является одним из основных средств пополнения госбюджета. ИПН – это налог, который платится с доходов (указанных в Налоговом законодательстве Казахстана) физических лиц, в том числе с зарплаты и дохода предпринимателя. Ставка ИПН в нашей стране – процентов от суммы дохода (сюда же относится и заработная плата). То есть в Казахстане используется плоская (единая) шкала налогообложения, но об этом чуть позже. Сейчас же скажем о той инициативе Нурсултана Назарбаева, которая позволяет снизить налоговую нагрузку в десять раз, то есть до одного процента, для поддержки казахстанцев, получающих относительно низкую заработную плату.
Сначала текущего года, согласно выступлению министра национальной экономики РК Руслана Даленова на заседании Правительства РК, вступили в силу законодательные изменения в Налоговый Кодекс Республики Казахстан. Они прописаны в Законе РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социального обеспечения», подписанный Первым Президентом Казахстана 2 июля 2018 года. Так пункт 1 статьи 341 Налогового Кодекса РК «Корректировка дохода» дополнена подпунктом 49, согласно которому из дохода физического лица исключается облагаемый доход работника – в размере 90 процентов от суммы такого дохода. Положение настоящего подпункта применяется к доходу работника, не превышающему 25-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете.
Получается, что для тех, у кого заработная плата менее 25 МРП (63125 тенге) налоговая нагрузка снижена в десять раз. Проще говоря, те, а это порядка 2 миллионов работников, чей уровень заработной платы меньше 63125 тенге, с января нынешнего года получают дополнительные доходы до 15 тысяч тенге в год. В целом, по Казахстану работники получат дополнительную заработную плату более 25 млрд тенге. Согласитесь такое подспорье для среднего класса населения – хорошая возможность для улучшения семейного бюджета. А учитывая, что в прошлом году, по информации Комитета по статистике РК, менее 60 тысяч тенге зарабатывал каждый пятый казахстанец, то в принципе складывается неплохая картина по улучшению жизни населения. И это еще при том, что Казахстан считается одной из стран, где, наверное, самые низкие налоги. Однако у нас и миллионер, и рабочий платят одинаковый десятипроцентый подоходный налог. Об этом в свое время говорил и Нурсултан Назарбаев. Поэтому в сентябре 2017 года Елбасы обратил внимание Правительства на изучение возможности введения прогрессивной ставки налогов. А спустя полгода он лично выступает с инициативой повышения доходов почти 2 миллионов человек без нагрузки на бизнес, а также уменьшения налогового бремени через ИПН для тех, кто получает оплату труда не более 25-кратного размера минимального расчетного показателя в месяц. При этом Нурсултан Назарбаев добавил, что высвобождаемые средства от такого снижения уходили на увеличение оплаты труда сотрудников.
По информации, размещенной на сайте Департамента государственных доходов по Актюбинской области, благодаря нововведениям налогооблагаемый доход будет уменьшаться на 90 процентов. Оставшаяся заработная плата будет облагаться индивидуальным подоходным налогом по ставке 10 процентов.
Рассмотрим предлагаемый расчет ИПН на простом примере (на 2018 год).
Допустим, заработная плата работника в месяц составляла 60 125 тенге (25 МРП). От этой суммы вычиталась сумма обязательных пенсионных взносов в размере 10 процентов, то есть 6 013 тенге, остается – 54 112 тенге. Вычитается размер 1 минимальной заработной платы – минимальный необлагаемый доход составлял 28 284 тенге. Оставшаяся сумма в размере 25 828 тенге и является налогооблагаемым доходом (НОД). По действующему в прошлом году механизму сумма налога составляла 10 процентов от НОД, то есть 25 828 × 10% = 2 583 тенге.
По предлагаемому новому механизму сумма НОД будет уменьшаться на 90 процентов:
25 828 — (25 828 × 90%) = 2 583 тенге. Данная сумма согласно новым поправкам облагается по ставке ИПН в размере 10 процентов. Таким образом, из расчета (2 583 × 10%) ИПН составит 258 тенге.
Из примера видно, что фактически сумма налога будет снижаться в 10 раз с 2 583 тенге до 258 тенге, а заработная плата дополнительно повысилась на 2 325 тенге. Кроме этого с 1 января 2019 года повышен размер минимальной заработной платы в 1,5 раза (в размере 42 500 тенге), следовательно, увеличен налоговый вычет в виде 1 МЗП, который применяется при определении дохода физического лица, подлежащего налогообложению.
Однако прежде, чем внедрять новую практику налогообложения, в соответствующих ведомствах была проведена колоссальная работа. Вся необходимая информация была донесена работодателям, в СМИ выходили тематические сюжеты и интервью, посвященные разъяснению новых норм, организованы конференции, в том числе и в онлайн режиме.
Немало сведений можно найти и относительно предлагаемого Елбасы прогрессивного налога, который, к слову, в настоящее время используется во многих развитых странах (США, Канада и другие). Так, во Франции обложение доходит до 56 процентов, в Китае установлены ставки в размере 5-45 процентов, в Чехии – 15-32 процентов, Польше – 19-50 процентов. Суть прогрессивного налога заключается в том, чтобы небольшие заработные платы облагались налогом по низкой ставке, а высокие доходы – по наибольшей. Как результат, суммарно государственная казна пополняется, как и прежде, только специалисты с маленькими зарплатами чувствуют себя более уверенно, поскольку высвободившиеся средства идут в семейный бюджет.
В истории налогообложения прогрессивная шкала обложения ИПН применялась в нашей стране до 2007 года. Она неоднократно подвергалась реформированию в сторону смягчения. Предельная ставка снижалась с 30 до 20 процентов при начальном пороге обложения 5 процентов. В условиях ранее применяемых, несмотря на нижний порог 5 % для низких зарплат, налоговая нагрузка была выше из-за применяемых тогда низких вычетов. С 2007 года в Казахстане действует плоская (единая) шкала налогообложения, которая означала, что при любом уровне заработной платы работающие граждане платят в бюджет по единой фиксированной ставке налога (10 процентов). Однако ежегодно экономика республики претерпевает изменения, соответственно, модифицируются и подходы в налогообложении.
Сегодня, конечно, еще не перешли на новую шкалу налогообложения ввиду низких заработных плат средних слоев населения и сложности администрирования. Кроме того, по словам экспертов, переход на прогрессивную шкалу создает условия для ухода от демонстрации полной зарплаты. В этом вопросе даже проводилось специальное исследование на тему «Оценка возможности перехода к прогрессивной шкале индивидуального подоходного налога в Казахстане». Оно показало, что текущую ситуацию в сфере оплаты наемного труда в стране можно охарактеризовать высокой долей низкодоходных работников, немногочисленностью высокодоходных работников, небольшим размером заработной платы среднего слоя работников.
Таким образом, аргументами прогрессивных налогов являются снижение неравенства и имущественного расслоения, выравнивание для малообеспеченного и богатого человека значимости налоговых «потерь» и получаемых от государственных услуг выгод. По мнению специалистов Министерства национальной экономики Казахстана для эффективного введения прогрессивного налогообложения, согласно международной практике, необходимо выполнение следующих условий: наличие в стране высокой и устойчивой доли класса со средним доходом, эффективное налоговое администрирование, высокая налоговая культура населения, разработка справедливой шкалы налогообложения, положительное восприятие новой шкалы большей частью населения. Прогрессивная система налогообложения губительная для аулов и деревень. Их экономическое положение придет в упадок ввиду недостаточного поступления средств в бюджет.
Кроме этого, прогрессивный налог с трудом поддается администрированию. По словам министра национальной экономики при прогрессивном налогообложении первая часть зарплаты облагается 5%, вторая – по 8%, третья – 10% и так далее. Это, во-первых, усложненное администрирование – трудно считать самому бухгалтеру, поскольку все нужно переводить с «1С бухгалтерии» на тот старый формат, который в Казахстане был раньше. Во-вторых, при таком подходе будут обязательно выпадающие доходы между областями. Сразу встает вопрос межбюджетных отношений.
Также прогрессивная ставка требует от граждан самостоятельно учитывать и рассчитывать налоги с доходов из разных источников, регулярно заполнять и подавать налоговую декларацию. Не исключено, что именно этот момент стал одной из причин внедрения в Казахстане системы налогового декларирования. Но это, как говорится, другая тема….
Таким образом, снижение налогового бремени для граждан, чей доход не превышает суммы в размере 25 МРП, – перспектива наперед. Конечно, это не колоссальные суммы. Но в течение продолжительного времени сэкономленные с налогов средства могут стать значительными, что положительно скажется на семейном бюджете низкооплачиваемого работника. Кроме того, новая модель налогообложения доходов людей с маленькой заработной платой главное предполагает получение работником дополнительного дохода мгновенное и гарантированно.
А если со временем будет использоваться прогрессивная ставка налога, то тогда вообще можно будет говорить о социальной справедливости, достигнутой путем перемещения переместить основного груза налогового бремени на налогоплательщиков, получающих высокие доходы. Также планируемая идея смогла бы стабилизировать региональный бюджет, поскольку большинство налогов, которые покрывали местный бюджет, отчисляются в государственную казну, что создает дефицит средств на местах (для реализации мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие). Прогрессивный налог позволил бы разрешить этот вопрос.
Олег Тихонов