Личный прием граждан руководителями государственных органов проводится в целях эффективного разрешения проблем и вопросов, возникающих в правовой сфере. Прием граждан проводится также с целью оказания правовой помощи населению, повышения уровня доверия граждан к судебной системе, а также обеспечения доступности к правосудию.
Обязанность проведения личного приема руководителем государственного органа предусмотрена статьей 13 Закона Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц». Личный прием, являясь одним из целесообразных методов рассмотрения обращений физических и юридических лиц, призван служить гарантированной защитой нарушенных интересов граждан и юридических лиц.
Предварительная запись осуществляется уполномоченным сотрудником канцелярии при личном обращении гражданина или по телефону, а также путем направления обращения в электронном виде. В ходе предварительной записи уполномоченный сотрудник уточняет у гражданина мотивы обращения и содержание вопроса. В целях обеспечения качественного и организованного проведения личного приема при осуществлении предварительной записи уполномоченным сотрудником канцелярии выясняется суть вопроса, мотивы обращения, а также иные необходимые для организации личного приема сведения, даются необходимые консультации и разъяснения о компетенции должностных лиц управления, структурных подразделений управления, подведомственных учреждений, порядке рассмотрения обращений.
Этапы проведения личного приема:
I. Подача заявления на личный прием
II. Регистрация заявления
III. Подготовка и распределение материалов, запись на прием
IV. Ведение приема
V. Результат приема
При приеме гражданин предъявляет уполномоченному должностному лицу документ, удостоверяющий его личность. Если рассмотрение вопроса, с которым обратился гражданин, не входит в компетенцию суда, гражданину разъясняется, куда и в каком порядке ему следует обратиться.
В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки:
- ответ с согласия гражданина может быть дан устно в ходе приема, о чем проставляется отметка в карточке личного приема.
- если гражданин просит представить письменный ответ, заполняется бланк с личного приема о содержании устного обращения и регистрируется в канцелярии суда.
При необходимости проведения дополнительной проверки гражданину предлагается оставить письменное обращение, которое подлежит регистрации, учету и рассмотрению в порядке, установленном Законом «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц». Если гражданин ввиду ограниченных способностей или возможностей здоровья не может самостоятельно в письменной форме изложить суть обращения, ему оказывается помощь в написании обращения.
Окончанием срока рассмотрения обращения поступившим в ходе личного приема считается дата направления письменного ответа или устного сообщения заявителю с изложением принятого решения по всем поставленным в обращении вопросам, о чем делаются отметки в карточке личного приема.
В декабре 2018 года введен новый формат по проведению личных приемов граждан Верховным Судом Республики Казахстан, по которому личный прием осуществляется ежедневно и расширен состав лиц ведущих личный прием – это судьи Верховного суда, председатели Судебного жюри и Комиссии по судейской этике, а также заведующий Секретариатом и советники Председателя Верховного Суда.
Судебная система также проводит меры по повышению прозрачности процедур проводимых судом, кроме того все судебные акты и информация о движении дела находятся в открытом доступе для сторон. Подытоживая вышесказанное, с уверенностью можно сказать, что меры принимаемые для улучшения организации личного приема в судах непременно способствуют повышению уровня доверия к правосудию, что в свою очередь положительно отразится на качестве жизни населения.
Р.Б.Мажитов
Председатель Есильского
районного суда г. Астаны