Ежегодно по всей Республики Казахстана в среднем в результате ДТП погибают почти две тысячи граждан, за десять лет общее количество погибших на дорогах в стране превысило количество умерших в период Афганской кампании. Каковы причины и почему летать самолетом куда безопаснее в этом материале.
По словам Первого заместителя премьер-министра РК Романа Скляра в 2022 году наблюдается рост количества дорожно-транспортных происшествий (на 6%), вместе с этим увеличилось и количество летальных исходов (на 7%). По информации Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры РК всего в прошлом году было зарегистрировано почти 15 тыс. ДТП из них со смертельным исходом более 1800 тыс. случаев. В количественном соотношении, на дорогах погибло 113 детей… Антирейтинг по количество зарегистрированных ДТП возглавляет южная столица страны город Алмата (26%). Следом идет Алматинская область (14%), а закрывает тройку антирейтинга Жамбылская область (10%). Четвертое место данного топа делят между собой Астана (5%), Туркестанская (5%) и Павлодарская области (5%).
Однако, наибольшее количество летальных исходов в ДТП зафиксировано в Туркестанской области. Из общего количество совершенных ДТП, почти 37% со смертельным исходом. Виновниками дорожно-транспортных происшествий в основном являются лица в возрасте от 30 до 39 лет — 2 616, молодые люди в возрасте от 21 до 29 лет — 2 395, пожилые люди в возрасте 60 лет и старше – 67.
Как показывает анализ, ухудшение статистических показателей дорожно-транспортных происшествий произошло на фоне введенных ранее в период пандемии 2020-2021 годов ограничений, в том числе на дорожное движение. По сравнению с 2019 годом количество ДТП уменьшилось почти на 11%, количество раненых – на 14%, количество погибших практически осталось на прежнем уровне.
Дураки или дороги?
Далеко не секрет, что основными причинами аварий являются превышение установленной скорости движения, нарушение правил маневрирования и нарушение правил проезда перекрестков, последнее больше актуально для крупных мегаполисов страны. Однако задается вопрос, почему автолюбители все же нарушают установленные законом правила ПДД?
В казахстанском обществе все еще укоренено понятие правового нигилизма. В данной интерпретации, отрицание права как социального института и системы правил поведения начинается с банального желания «проскочить» на желтый, подрезать кого-либо на дороге, что в конечном итоге приводит если не сразу, а то и не всегда к ДТП. Обманчивое ощущение полной неуязвимости и безнаказанности обходится в очень высокую цену… И речь идет далеко не о штрафах. Как же найти универсальное решение проблемы: где нельзя нарушать, а где можно и до какой степени? Ответ ясен как день и был известен всегда. Соблюдайте Правила дорожного движения, они не запрещают ездить и оставляют достаточное поле для свободы выбора. Но каждый участник движения вправе рассчитывать, что и соседи на дороге руководствуются теми же правилами.
Стражи порядка на защите безопасности
С целью повышения транспортной дисциплины среди водителей, снижения количества ДТП, а также профилактики правонарушений ПДД, департаментом полиции города Астана в период с 20 по 24 февраля проводится оперативно-профилактическое мероприятие «Безопасная дорога». Стражи порядка уделяют особое внимание выявлению и пресечению нарушений, связанных с управлением авто в состоянии алкогольного опьянения. Отметим, что данное ОМП является Республиканским и проводится во всех регионах страны по мере поступления приказа от МВД РК.
Немного интересного
Тем не менее, даже в идеальных условиях движения на дороге, никто не в силах предугадать какого-либо рода факторы влекущие за собой ДТП. Из вышеперечисленной информации складывается следующая картина: «никто не застрахован от случаев ДТП на дороге!». Единственный способ передвижения, который почти может гарантировать вашу полную безопасность – это передвижение воздушно-транспортным средством. Отметим, что «почти». Чем же обосновано, столь низкий уровень угрозы? Доказать этот тезис взялось издание Business Insider. Его журналисты, оперируя научными данными и статистикой, утверждают, что шансы умереть во время нахождения в автомобиле или при прогулке на улице во много раз выше.
В прошлом году профессоры Массачусетского технологического института установили, что риск смерти для пассажира коммерческих авиакомпаний в среднем по миру составляет один к 45 миллионам полетов. Статистика говорит, что «в среднем» путешественник может провести в самолете 123 тыс. лет, но так и не потерпеть крушение. К примеру, ученные выяснили, что в случае с велосипедистами шансы попасть в ДТП и погибнуть в нем составляют один к 4982 поездкам. Шансы получить тяжелую травму во время ходьбы по улицам составляют один к 1749. Если вы прямо сейчас находитесь в автомобиле в качестве пассажира (в США), то шансы попасть в аварию составляют примерно 1 к 415.
Аналитики организации PolitiFact изучили статистику ДТП с участием автобусов и пришли к выводу, что это самый опасный наземный вид транспорта. С безопасностью полетов и сравнивать нечего, говорят эксперты. Статистика утверждает, что на 100 миллионов миль, которые пролетает в самолете типичный пассажир, приходится всего 0,003 жертвы. Для сравнения: в случае с коммерческими автобусами этот показатель составляет 0,05, то есть примерно в 17 раз выше. В случае с пассажирскими поездами этот показатель еще выше — 0,06. Вероятность умереть, сидя за рулем автомобиля, выше вероятности умереть в пассажирском вагоне поезда в десять раз.
Будьте внимательны на дорогах и не бойтесь летать.
Темирлан Бейсенхан