Комфортное образование

В числе приоритетных задач Казахстана – повышение качества образования. В связи с этим в стране запустили Национальный проект «Комфортная школа», в рамках которого к 2025 году свои двери отворят новые учреждения образования.
В Послании от 1 сентября 2022 года «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество» Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отметил, что в числе важных вопросов страны, – улучшение системы образования, которое играет решающую роль в повышении потенциала нации. Ведь не зря говорят, что уничтожение любого государства не требует атомных бомб или ракет дальнего, ближнего действия. Необходимо лишь снижение качества образования: безграмотными людьми, теми, кто не умеет анализировать, легче управлять. В современном мире такого допустить нельзя, поэтому так важно воспитать и вырастить достойное умное поколение. Но как это сделать на фоне дефицита ученических мест? В прошлом году, по данным опубликованным в паспорте пилотного проекта «Комфортная школа» в Казахстане не хватало более 270 тысяч мест. Больше всего – в Туркестанской области и Алматы. Отсюда – трехсменное образование. Понятно, что ни о каком качестве здесь говорить нельзя.
Свою негативную лепту в сложившуюся тенденцию внес процесс закрытия малокомплектных школ, наличие аварийных объектов. По сей день в стране есть учебные заведения, срок эксплуатации которых превышает 70 и более лет. Здесь же можно вспомнить и о саманных, камышитовых и деревянных школах. По состоянию на 1 ноября 2022 года, согласно данным Национальной образовательной базы данных, 37 казахстанских общеобразовательных Альма-матер признаны аварийными, а в 142 – дети учатся в три смены. А учитывая демографический рост и миграционные процессы внутри страны, темпы строительства учебных заведений попросту не успевают за меняющейся динамикой. И это, не говоря о тех проблемах, которые отмечаются в отрасли: отсутствие единых стандартов при возведении объектов, затягивание сроков конкурсных процедур по государственным закупкам, слабая оснащенность школ необходимым инвентарем, использование некачественных строительных материалов, коррупционные риски и многое другое. А отсутствие грамотного планирования и неумение рассчитывать потребности с учетом роста количества детского населения приводят к тому, что маленькие казахстанцы вынуждены получать знания в стесненных условиях.
Благодаря реализации нацпроекта в республике будет создано свыше 840 тысяч ученических мест (в две смены). Дирекцией по целевому строительству объектов организаций среднего образования Правительством страны определено АО «Samruk-Kazyna Construction». Новые школы будут семи типов: на 300, 600, 900, 1200, 1500, 2000 или 2500 мест. По информации представителей Samruk-Kazyna Construction, 401 объект нового типа будет построен до конца 2025 года не только в городах, но и в самых удаленных населенных пунктах во всех регионах Казахстана. По окончанию проекта в столице, Алматы и Шымкенте, областных центрах, городах областного значения, малых городах и моногородах страны будут сданы в эксплуатацию 218 учреждений среднего образования. В сельских населенных пунктах различных категорий количество построенных школ нового формата составит 183 учреждений.
Касательно оснащения будущих школ, то здесь можно отметить, что для организации эффективного учебного процесса и развития функциональной грамотности обучающихся в школах нового формата будут предусмотрены кабинеты физики, химии, биологии с учебными лабораториями, компьютерными классами, кабинеты Интеллектум, STEM-лаборатории, робототехники и др. Каждый кабинет будет оснащен компьютерами, TOUCH/LED-экранами, современным оборудованием. Доля технического оснащения в комфортной школе составит 20-25%, в то время как в обычной школе этот показатель составляет всего лишь 6%. Во всех комфортных школах максимально будут созданы удобства и условия для учащихся. Для этого при строительстве объектов среднего образования планируется применение единого стандарта, обеспечивающего: полный набор учебного оборудования и мебели; современный эстетически привлекательный внешний вид школьного пространства (внутреннее оформление) с учетом национального стиля, режима безопасности обучающихся и педагогов; доступ к сети Интернет со скоростью не менее 100 Мбит/с по условиям уполномоченного органа (wi-fi, внутренние сети Интернет, сервера); оборудованные рабочие зоны для педагогов в количестве не менее 30% от общего числа педагогов, расположенные в учительских, рекреациях, библиотеках и иных локациях; адаптацию школьного пространства для детей с особыми образовательными потребностями. Новые школы Казахстана оснастят современными лабораториями и спортзалами. Кроме того, в них будут созданы условия для особенных детей путем внедрения безбарьерной среды: специальные пандусы, лифты, туалетные комнаты. Это создаст необходимые предпосылки для инклюзивного образования и успешной адаптации ребят в обществе.
Важно отметить, что новые учебные заведения будут оснащены современной адресной пожарно-охранной системой, видеонаблюдением, звуковым оповещением и системой контроля управления доступом, а также функцией по блокировке дверей и блоков (автоматически при возникновении ЧП). Все это существенно повысит уровень безопасности в образовательных учреждениях нового поколения.
Контроль строительства объектов Нацпроекта будет вестись посредством специальной информационной платформы, уникальным преимуществом которой является то, что все ответственные и заинтересованные стороны (центральные государственные, местные исполнительные и фискальные органы, заказчик, строители, эксперты технадзора и другие) работают совместно, ставят и контролируют задачи без излишней бюрократии в режиме реального времени оперативно решают возникающие вопросы в информационной системе.
В рамках рабочих поездок в регионы руководство АО «Samruk-Kazyna Construction» проводит встречи с акимами областей и городов республиканского значения, на которых обсуждаются первоочередные меры пилотного Национального проекта «Комфортная школа», в частности, вопросы оформления земельных участков для проектирования и строительства школ, магистральных подводящих и инженерных сетей, а также выставляются требования к строительным компаниям, а также условия участия отечественных производителей строительных материалов и оборудования в реализации важного проекта.

Анастасия Михайлова