Для снижения уровня конфликтности в обществе, уменьшения нагрузки судей и повышения активности участников гражданского оборота государство предпринимает активные шаги по внедрению, так называемых, альтернативных процедур разрешения споров. Примером такого шага может служить введенный Законом «О медиации» (далее – Закон) от 28 января 2011 года одноименный институт.
Согласно Закону медиация — это процедура примирения конфликтующих сторон путем их вступления в добровольные переговоры с привлечением нейтрального лица — медиатора — с целью достижения взаимопонимания и составления договора, разрешающего конфликтную ситуацию. То есть две конфликтующие стороны вместо обращения в суд решают прийти к профессиональному посреднику, который, выслушав их, предлагает им оптимальный путь решения проблемы.
Медиация в Казахстане обрела официальный статус в 2011 году. Прототипом восстановительного правосудия являлась система судов биев, что указывает на исторические предпосылки для развития этого института.
Обращение суда биев «к совести тяжущихся лиц и дух примирения» господствует почти в каждом разбирательстве биев. Обычное процессуальное право казахов и судебная практика влиятельных биев прошлого, знали различные приемы и способы разрешения тяжбенных дел, конечной целью которых являлось склонить, заставить, либо «убедить» стороны в необходимости примирения – «бітім», «жарасу», «тоқтам» — разновидности мировых соглашений спорящих. При разрешении спора бии нередко пользовались различными символическими обрядами, нормами дедовских традиций, старинными правилами жизни общества. Например, «достық» — дружба. Этот обряд имел юридическое значение в сознании казахов того времени. Обряд дружбы совершался различным путем. В старину, в ратных боях, как свидетельствует материалы архивов, стороны должны были обнять друг друга “через обнаженную саблю” или целовали оружие давая обет дружбы. Нередко бии пользовались нормами и условиями обряда для сближения сторон на основе “тамыр” (товарищ). Бий предлагал сторонам, в отдельных случаях заставлял спорящих (с угрозой отказаться от дела или иными ухищрениями), обнятся, предлагал назвать друг друга “дос-тамыр”, “жек-жатым”. Иногда бии предоставляли сторонам право на “қалау”. Право на “қалау” сначало предоставлялось истцу, а затем ответчику, которому устанавливали отдаленный срок с тем расчетом, чтобы с течением некоторого времени стороны “остыли”, забылись порывы вражды, мести и смогли помириться. Расчет бия в этих случаях делался на доброту и широкую натуру кочевников. Часто осуществление права на “қалау” или “қолқа” сторон (ответчика) откладывалось до родственных поминок — “ас”, всеобщих пиршеств — “той”, либо религиозных праздников “айт”, где всякие тяжебные дела и иски могли прекращяться вмешательством более влиятельных племен, должностных лиц, официальных органов власти.
К слову, и в настоящее время запланированы мероприятия по организации работы Совета биев при Акимате города Нур-Султан.
Совет биев является консультативно-совещательным органом при Акимате, создаваемым в целях реализации поручения Главы государства по развитию способов внесудебного урегулирования споров, сохранения стабильности в обществе, модернизации общественного сознания путем возрождения навыков предков по мирному разрешению споров как одного из видов примирительных процедур
Членом Совета – бием может быть гражданин Республики Казахстан, проживающий в пределах соответствующей административно-территориальной единицы, пользующийся уважением, заслуживший авторитет среди населения своей мудростью, жизненным опытом, знающий в совершенстве традиции, нормы поведения, обладающий навыками справедливо и беспристрастно разрешать споры и конфликты внесудебными способами.
Кроме того, Совет биев будет служить гражданам в усиление защиты конституционных прав граждан при осуществлении государственными органами своих полномочий. Любое лицо сможет обратиться в Совет, где ему окажут консультацию, а в лучшем случае помогут в решении вопроса оперативно.
Введение института Совета биев в городе Нур-Султан позволит более эффективно и оперативно разрешать споры, способствует повышению самоуправления граждан и их правового сознания, а также снизит число людей, вовлеченных в судебные тяжбы, что в свою очередь повлияет на снижения уровня конфликтности в обществе.
Давлетова М.Судья Есильского районного суда г. Астаны