Равные возможности для всех

Больше 20 лет назад в Казахстане впервые заговорили об инклюзивном образовании. О том, какие условия созданы в нашей стране для того, чтобы дети с особыми потребностями имели равный доступ к получению знаний, – в интервью с директором Национального научно-практического центра развития специального и инклюзивного образования Айгерим Кудериновой.
Инклюзивное образование, в соответствии с Законом РК «Об образовании», это процесс, обеспечивающий равный доступ к обучению для всех учащихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Впервые, как отмечает Айгерим Кудеринова, понятие «инклюзивное образование» в отечественную систему преподавания принес именно Национальный научно-практический центр развития специального и инклюзивного образования в 2002 году на основе реализации совместного проекта международными неправительственными организациями. Со временем понятие «инклюзивное образование» внесено законодательно, в том числе и в Госпрограмму развития образования на 2011-2016 годы. Нужно понимать, что инклюзия – это не отдельные классы или объекты, а процесс, обеспечивающий одинаковые условия для всех, несмотря на физическое, ментальное и другие состояния ребенка. Плюс такой практики в том, что особенный учащийся может налаживать контакт со сверстниками, перенимать их навыки и привычки, а самое главное – чувствовать себя частью общества. Безусловно, все это положительно сказывается на социализации школьника и его личном развитии.
– В настоящее время в Казахстане в дошкольных организациях образования садов общего типа со специальными группами насчитывается 151, специальных групп – 355. Детей в них – 4 131. Количество садов общего типа, создавшие условия для инклюзии, – 1 631, где обучаются 8 625 малышей; частных садов – 183, в них – 1 335 воспитанников, – приводит статистику Айгерим Кудеринова.
Если говорить об организациях среднего образования, то спецклассы сегодня есть в 267 школах, где обучаются 7 490 казахстанцев. А вот количество учебных заведений, где созданы условия для инклюзии, – 4 674, в них детей – 36 725.
– По данным на 1 января этого года, всего детей с инвалидностью, обратившихся в психолого-медико педагогические консультации (ПМПК) для определения учебной программы – 57 259, – добавляет спикер. – А это значит, что все эти дети имеют право на получение равных условий в получении знаний. Правда, к сожалению, во многих школах отсутствует необходимая безбарьерная среда, которая включает в себя не только пандусы на входной группе, но и многие специальные оборудования, облегчающие процесс обучения детей с особыми потребностями.
Здесь же можно сказать и о тех трудностях, которые испытывают педагоги общеобразовательных школ при обучении детей с ограниченными возможностями. Они должны уметь адаптировать учебные программы, разрабатывать индивидуальные курсы для детей с нарушением интеллекта на основе типовых специальных учебных программ. Как показывает практика, не у всех это получается. Именно поэтому в стране проводятся различного рода семинары и тренинги для учителей, где они могли бы обмениваться практиками, опытом и знаниями. К примеру, на недавнем республиканском семинаре по организации инклюзивного образования в дошкольной организации «Разные дети – равные возможности» представители Департамента дошкольного образования и воспитания Министерства просвещения РК, управления образования Астаны, Института раннего развития детей, ТОО «Ұлттық Ұстаз Онлайн Академиясы», заведующие детсадов и другие рассмотрели подходы к адаптации требований государственного общеобязательного стандарта образования дошкольного воспитания и обучения к содержанию программы для детей с особыми образовательными потребностями. К слову, о стандартах. С принятием Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам инклюзивного образования» была расширена категория лиц с особыми образовательными потребностями, включающая не только тех, кто испытывает трудности в обучении ввиду состояния здоровья, но и тех, кому сложно обучаться по различным экономическим, социальным и другим причинам в соответствии с международными нормами (например, дети мигрантов, учащиеся из социально уязвимых семей), что позволило исключить дискриминацию и заботиться о каждом ребенке в образовательной среде.
– Отмечу, что с принятием вышеупомянутого Закона введено понятие психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в учебном процессе. Теперь дети не один на один со своими трудностями. Его сопровождают в учебном процессе весь коллектив школы. Кроме того, введена оценка особых образовательных потребностей, с учетом подушевого финансирования. Это означает, что создание специальных условий проводится на основе оценки индивидуальных потребностей детей. Но самое важное, что впервые вводится государственный образовательный заказ на специальную психолого-педагогическую поддержку детей с ограниченными возможностями, которые будут размещать местные исполнительные органы в частных организациях. Это позволит своевременно с раннего возраста оказывать необходимую помощь узких специалистов малышу, чтобы к школьному возрасту у него не было трудностей в освоении учебного материала, – добавляет директор Национального научно-практического центра развития специального и инклюзивного образования.
Не секрет, что когда-то создание условий для инклюзии, ее поддержка в обществе, было из ряда вон выходящим событием. Сейчас же наряду с приходом осознания значимости этого процесса, усилена ответственность руководителя, директора учебного заведения за нарушение правил приема в организации образования и несоздание специальных условий, предусмотренных в нормативных правовых актах для воспитания и обучения лиц детей с особыми образовательными потребностями. Примечательно, что принцип формирование равных условий для всех стал общепринятой практикой, нацеленный на поддержку особенных казахстанцев.

Анастасия Михайлова