В современном мире и в условиях общественных изменений молодые люди отдают предпочтение неофициальным бракам, а сожительству. Представители НАО «Казахстанский институт общественного развития» (КИОР) провели социологическое исследование, где рассмотрели данный феномен с точки зрения влияния на семейную политику страны.
Термин «гражданский брак», который широко используется в обиходе, несмотря на свою двусмысленность, – это такое взаимоотношение людей, при котором процедура замужества и (или) женитьбы, сопровождающаяся выдачей свидетельства о заключении брака, переходит на второй план. Проще говоря, пары сожительствуют под одной крышей, не обременяя себя юридическими формальностями. Причины такого решения разнообразны, но, как правило, такое совместное сосуществование устраивает обоих партнеров. Мало кто задумывается о дальнейших последствиях, возможных правовых отношениях и судьбе детей, рожденных в неофициальных браках. Главный вопрос, который здесь возникает, а является ли такое сожительство дестабилизатором института семьи и «врагом» традиционных семейных ценностей?
– На сегодняшний день в Казахстане отсутствуют точные данные о количестве людей, проживающих в «гражданском» браке, – говорит в интервью корреспонденту газеты «Человек и Закон» социолог, эксперт КИОР Асия Уразбаева. – Демографы используют косвенные данные, такие как доля детей, родившихся вне зарегистрированного брака. Эти данные не могут отразить точную картину о количестве пар не регистрируют свои отношения не сожители, так как не учитывают долю детей, воспитываемых в монородительских семьях, а также бездетные пары сожителей.
В аналитическом докладе «Семейно-демографическая политика» 2021 года, проводимым Казахстанским институтом общественного развития, при выборке 1200 человек данные о количестве людей, проживающих в незарегистрированном браке еще ниже. В 2019 году они составляли всего 2,9 % из общей выборки, в 2020 году – 2,4%. В 2021 году эти показатели, по данным спикера, увеличились почти в два раза и составляют 4,8%.
– Считается, что сожительство больше распространено среди молодых людей. Однако, по данным социологического исследования Фонда Фридриха Эберта 2021 года, лишь 8% молодых казахстанцев считают женитьбу/замужество не имеющими значения, больше половины респондентов (64,6%) напротив уверены, что это является важным шагом в жизни, – добавляет эксперт.
Согласно результатам массового опроса проводимого в рамках Национального доклада «Казахстанские семьи-2022», доля респондентов от 18-28 лет и от 61 года отрицательно относящихся к «сожительству» больше, чем в других возрастных группах.
Согласно результатам массового опроса проводимого в рамках Национального доклада «Казахстанские семьи-2022», 28,3% казахстанцев относятся положительно к сожительству, 33,15 нейтрально, 32,8% отрицательно, 5,9% затрудняются ответить. То есть данная форма отношений не относится к социально одобряемым, но и не порицается в полной степени.
Возможно это связано с тем, что при желании можно скрыть от окружающих свое семейное положение, а также под «сожительством» или «гражданским» браком казахстанцы представляют разные его формы. Например, это может быть сожительство является либо стадией на пути к браку, либо альтернативой браку, либо альтернативой одиночеству.
– Брачно-семейные отношения не статичны и постоянно трансформируется. На процесс их развития могут оказывать влияние как социально-экономические, так и политико-демографические факторы. Одной из главных причин разводов в казахстанских семьях, по результатам социологического исследования КИОР «Разводы и их последствия» (2021 год), является систематическое бытовое насилие. Приоритет в борьбе с семейно-бытовым насилием должен отдаваться профилактической работе. В комплексе мер противодействия фактам бытового насилия важное место должно отводиться активизации проведения конкретных профилактических мер в неблагополучных семьях для недопущения уголовно наказуемых деяний на почве семейно-бытовых конфликтов, и, в последствии, распадения семей, – считает Асия Уразбаева.
Сейчас, как добавляет собеседница, в Казахстане ведется активная информационная работа по сохранению традиционных семейных ценностей, в том числе и через развивающиеся сети Центров поддержки семьи. Половое воспитание, как не парадоксально может звучать, но также помогает созданию и сохранению здоровых браков, когда оба партнера осознанно подходят к выбору своего супруга (супруги). Ранние браки представляют собой очень сложную проблему. Движущим мотивом и причиной их укоренения является отсутствие понимания значимости образования и важности социальной роли девушек, которая не должна ограничиваться только домашним трудом и воспитанием детей. Будучи помноженными на социальную изоляцию, «традиции», бедность и другие факторы, включая географическую обособленность ранние браки несовершеннолетних девочек воплощают собой и укореняют порочный круг гендерной дискриминации и маргинализации женщин. Также важно развитие института вовлеченного отцовства. На государственном уровне предпринимается ряд мер по развитию вовлеченного отцовства.
Задача повышения вовлеченности отцов в процесс воспитания детей отражена в Концепции семейной и гендерной политики Республики Казахстан до 2030 года. Согласно ей, ориентация на формирование у казахстанцев осознанного подхода к родительству и установки на вовлеченное отцовство будет способствовать укреплению детско-родительских эмоциональных связей и усилению роли отца в воспитании детей, снижению числа монородительских семей.
Айдана Нұрланқызы