Казахстанское общество развивается, к тому же доступность информации, социальные сети стали способствовать определенному улучшению ситуации с правовой грамотностью, по сравнению, к примеру, с 20-летней давностью. Однако есть и обратная сторона: цифровизация усугубила уязвимость населения перед кибермошенничеством и фейками. О важности повышения правовой культуры в эпоху нынешних технологий мы поговорили с Ассоциированным профессором Университета КАЗГЮУ им. М. С. Нарикбаева, доктором PhD по юриспруденции Муслимом Хасеновым.
– Сегодня, в период развития социальных Сетей, многие наши соотечественники стали жертвами финансовых пирамид и банальных мошенников (гадалок, недобросовестных коучей и псевдоцелителей), – начинает беседу эксперт. – Безусловно, это однозначно не подтверждает снижение правовой грамотности, а свидетельствует больше о недостаточности критического мышления и чрезмерной доверчивости граждан. Данные о регистрации исков, особенно в рамках административной юстиции, свидетельствуют о том, что правовой способ решения споров является преобладающим.
Если смотреть статистику по гражданским делам за последние восемь лет, то мы увидим, что общая доля удовлетворенных исков варьируется между 84% и 91%. Это, по словам Муслима Хасенова, очень высокий показатель.
– О чем говорит упомянутая доля удовлетворенных исков? Подавляющее большинство исков являются обоснованными с правовой точки зрения. Но есть и другой интересный тренд. Наблюдается значительный рост административных правонарушений – за те же последние восемь лет их количество выросло более чем в два раза, при этом ежегодный рост составляет в среднем 15%. Эта тенденция сопровождается снижением уровня преступности – в среднем на 13% ежегодно. В совокупности, наверное, можно судить об уровне правовой грамотности, с точки зрения восприятия преступного поведения как недопустимого, но в то же время есть проблемы в плоскости административных правонарушений, где есть над чем работать, – считает профессор.
На вопрос о том, почему в современном казахстанском обществе важна правовая, юридическая грамотность населения, спикер отвечает, что наша жизнь состоит из многочисленных правил. Без них невозможно представить себе ни одно цивилизованное общество.
– Правила бывают разные, это могут быть социальные нормы: правовые, моральные, религиозные, корпоративные, традиционные и другие, а также и технические нормы. Они упорядочивают деятельность человека в разных сферах. Наиболее важные из них приобретают юридическую силу в форме правовых норм, которые находят отражение в законах и подзаконных актах. Все эти правила не в состоянии знать даже самый опытный юрист. Но следует помнить хотя бы о тех, что прописаны в Конституции, Уголовном, Гражданском, Трудовом кодексах. Для этого необязательно получать юридическое образование: в школе и в вузах на неюридических специальностях проходят основы права, этого вполне достаточно. Правовая грамотность влияет на многое: это и уровень безопасности, и качество жизни, и эффективность в бизнесе. Соблюдение законодательства позволяет избежать потери, как финансовые, так и нематериальные, – говорит собеседник.
В принципе, сейчас в Казахстане есть множество юридических организаций, способных консультировать и оказывать помощь. Вопрос в том, как рядовому жителю выбрать того специалиста, который действительно компетентен в тех или иных вопросах, на что обращать внимание, учитывая, что лицензия – это далеко не показатель профессионализма человека?
– Действительно, наличие диплома и доступа к профессии, то есть лицензия адвоката или членство в Палате юридических консультантов, недостаточно для выбора компетентного юриста. К сожалению, в Казахстане не развит институт репутации. Тем не менее, есть факторы, которыми можно руководствоваться при выборе консультанта по юридическим вопросам. Интернет, Google и Соцсети здесь окажут большую помощь. Как показывает практика, «сарафанное радио» – лучшая рекомендация для любого специалиста. Не зря говорят, что профессионалу своего дела не нужна реклама. Востребованные юристы без работы не сидят, они загружены делами. Правило «пяти (или шести) рукопожатий» тоже срабатывает. Каждый из нас состоит в каких-то чатах, группах. Иногда просто можно написать друзьям, коллегам и знакомым, поинтересоваться их мнениями, – добавляет юрист.
Добавим, что сегодня для повышения правовой культуры казахстанцев функционирует Правовая информационная служба Министерства юстиции – единый номер 119 и 8 (7172) 58-00-58, онлайн-мессенджер «What’s App» (+7 708 693-56-31), чат-бот «Виртуальный консультант» (http://adilet.zan.kz/rus), модуль «Юридическая консультация» (http://adilet.zan.kz/rus/legal_advice).
– В настоящее время представителями Министерств юстиции, просвещения и внутренних дел реализуется спецпроект «Құқықтық мәдениет», в рамках которого проводится комплекс мероприятий, направленный на формирование правовой культуры населения. В крупных вузах Казахстана действуют юридические клиники, где оказывается юридическая помощь населению. Например, в нашем Университете КАЗГЮУ в Астане уже много лет работает такая клиника, – резюмирует Муслим Хасенов, добавляя, что для того, чтобы как можно больше казахстанцев знали о своих законных правах, обязанностях необходимо проводить агитационную работу через Соцсети, мессенджеры.
Для удобства населения, по словам спикера, и исключения навязчивости можно задействовать новые технологии, снимать короткие видеоролики, запустить познавательные полезные рассылки на юридическую тематику. При этом важно понимать, что каждый гражданин должен быть заинтересован в своей правовой грамотности. Нужно обучать праву с детства – в доступной форме, наполнять телепрограммы правовым контентом, создавать инфографику и социальную рекламу.
Асель Катранова