Ужесточение уголовной ответственности и соответствующие изменения в нормах статей Уголовного Кодекса Республики Казахстан «О браконьерстве» позволили снизить уровень криминального браконьерства в стране. Об этом в интервью корреспонденту газеты «Человек и Закон» сообщила главный научный сотрудник Центра исследования проблем в сфере защиты общественных интересов Межведомственного научно-исследовательского института Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре РК, доктор юридических наук, доцент, старший советник юстиции Сабигуль Бекишева.
Термин «браконьерство», как говорит спикер, обычно отождествляется с понятием «незаконная охота», или «добыча или уничтожение диких животных с нарушением правил охоты, рыболовства и других требований законодательства об охране животного мира». Однако это понятие гораздо шире и охватывает случаи незаконной порубки леса, уничтожения или повреждения иной дикой растительности, что соответствует изначальному смыслу данного термина. А это значит, что криминальное браконьерство охватывает такие составы уголовных правонарушений, как незаконная добыча рыбных ресурсов, других водных животных или растений (ст. 335 УК РК), незаконная охота (ст. 337 УК РК), незаконная порубка, уничтожение или повреждение деревьев и кустарников (ст. 340 УК РК), незаконное обращение с редкими и находящимися под угрозой исчезновения, а также запрещенными к пользованию видами растений или животных, их частями или дериватами (ст. 339 УК РК). В Казахстане представлены все четыре разновидности, а если по уничтожаемым объектам животного или растительного мира, то в орбиту браконьерства вовлечены сайгаки, маралы, косули, кабаны, осетровые, а также некоторые виды рыб, чья икра представляет ценность (например, ускуч, его икра ярко-желтого цвета по своим качествам мало чем отличается от красной икры), рачок артемия салина, саксаул и т.д.
– Жажда наживы и корыстные цели – вот главные «двигатели» криминального браконьерства. Незаконной добыче и вывозу за рубеж подвергаются пернатые, занесенные в Красную книгу, и, попадающих под действие CITES (Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения). По данным ООН ежегодный мировой оборот в этом сегменте черного рынка достигает 20 миллиардов долларов США. Исследованием, проведенным нашим Межведомственным научно-исследовательским институтом Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре РК, было установлено, что в основном мотивом совершения рассматриваемых преступлений выступает корысть (указали 80% опрошенных). Однако, есть и другая мотивация: для обеспечения ежедневным питанием себя и близких, для получения трофеев (коллекционирование), развлечение во время проведения отдыха на природе, – говорит Сабигуль Бекишева.
За последние пять лет, по информации доктора юридических наук, в стране было зарегистрировано в среднем от 137 до 285 случаев незаконного рыболовства, от 121 до 185 – незаконной охоты, от 167 до 263 – незаконного обращения с краснокнижными животными и растениями.
– Проблема браконьерства в Казахстане стоит довольно остро, – отмечает Сабигуль Джанабаевна. – Хотя правовая статистика показывает некоторое снижение криминального браконьерства, то есть преследуемого по Уголовному кодексу РК, причинами тому являются не увеличение количества законопослушных граждан и улучшение работы правоохранительных органов, а ужесточение уголовной ответственности и соответствующие изменения в нормах статей УК РК «О браконьерстве». Очень резкое снижение незаконной порубки, уничтожения или повреждения деревьев и кустарников (статья 340 УК РК) – с 1244 случаев в 2018 году до 88 – в 2022-ом, – имеет другое объяснение: 2019 году были внесены изменения в данную статью, а именно – установление признака значительного ущерба в часть первую этой статьи. До этого момента уголовными правонарушениями считались любые факты причинения вреда деревьям и кустарникам независимо от суммы причиняемого ущерба.
При этом, как подчеркивает собеседница, следует учесть, что браконьерство имеет специфику: практически все случаи совершаются в условиях неочевидности и характеризируются высокой степенью латентности.
Кроме того, не стоит забывать о том, что статистика имеет не только количественные, но и качественные показатели. Например, 2019-2021 годы случаи задержаний браконьеров, уничтожавших сайгаков, в стране сократились на 22,2% (по сравнению с предыдущими тремя годами), однако количество изъятых туш и рогов увеличивается, что говорит о более тщательной подготовке браконьерской охоты на фоне усиления охранных мероприятий. Так, за 2019–2021 годы количество изъятых рогов составило 12,5 тысяч штук, в то время как за 2016-2018 годы – 3,7 тысяч. Количество изъятых туш увеличилось с 945 до 1498, – приводит еще одни данные главный научный сотрудник, добавляя, что браконьерство в нашем государстве, к сожалению, носит системный характер.
Есть преступные группировки, которые регулярно занимаются отстрелом или выловом объектов животного мира, незаконной порубкой. Так, в феврале этого года органами прокуратуры совместно с КНБ РК была задержана с поличным преступная группа, которая организовала канал незаконной добычи и сбыта рогов сайги. Браконьеры являлись лицами, неоднократно судимыми, и нанесли государству ущерб на сумму более 1 млрд. тенге.
– Экологическая преступность приобретает транснациональный характер. Так в 2021 году в Алматы осудили организованную группу контрабандистов из Китая и Казахстана, которая занималась незаконной переправкой рачков артемии салина (цисты артемии) на общую сумму более 470 млн тенге. Более того, существуют печально известные поселки Жанбай и Забурунье в Атырауской области, представляющие «оплот» рыбного браконьерства. По сути это рыбацкие коммуны, занимающиеся браконьерской добычей рыбы осетровых пород. Преступники отличаются особой дерзостью и бывали случаи, когда они сообща отбивали задержанных и конфискованные технику и орудия лова у сотрудников правоохранительных органов. Но самое страшное, когда в организованные группы браконьеров входят сотрудники природоохранительных или правоохранительных органов. Пару лет назад директору и государственным инспекторам Маркакольского государственного природного заповедника был вынесен приговор по обвинению в незаконной добыче рыбы (ускуч) и икры, – приводит примеры незаконной деятельности браконьеров спикер.
Для пресечения деятельности браконьеров в Казахстане создана сеть специализированных природоохранных прокуратур, а также есть подразделения природоохранной полиции. В Урало-Каспийском регионе долгое время действует отдел по борьбе с преступными посягательствами на рыбные запасы Департамента полиции Атырауской области. Не стоит забывать и про природоохранные органы – Комитетах рыбного и Комитет лесного хозяйств и животного мира Министерства экологии и природных ресурсов РК, а также их территориальных подразделениях. Также в борьбе с браконьерством непосредственно либо косвенно участвуют органы Национальной безопасности, пограничная служба, Агентство РК по финансовому мониторингу (в частности, Служба экономических расследований). Ежегодно проводятся оперативно-профилактические мероприятия «Нерест», «Браконьер», в которых участвует большинство вышеперечисленных государственных органов.
– Для более эффективной борьбы с браконьерством на базе нашей Академии, а также ведомственных вузов МВД РК проводятся тренинги для сотрудников природоохранных прокуратур, органов внутренних дел, а также егерей и инспекторов по животному миру, – подчеркивает эксперт.
Существенный сдвиг на ситуацию, как отмечало выше, оказались меры по ужесточению наказания для преступников. В Уголовном кодексе были установлены более суровые санкции, выделены в отдельный состав незаконные добывание, уничтожение сайгака и оборот его дериватов, в КоАП вернулась утраченная статья «Незаконная порубка, уничтожение или повреждение деревьев и кустарников». Печально то, что произошло это только после того, как Глава нашего государства Касым-Жомарт Токаев обратил внимание на проблему браконьерства и угрозу, исходящую от браконьеров, не только животному и растительному миру, но и инспекторам, их охраняющих.
– Поправки в Уголовный Кодекс Казахстана были внесены в 2019, 2021 и 2023 годах. Только в этом году была ужесточена ответственность по статье 340 «Незаконная порубка, уничтожение или повреждение деревьев и кустарников». В частности, если штрафы по частям 2 и 3 данной статьи исчислялись в сотнях МРП (180 и 200), то теперь – в тысячах (2000 и 3000)! Также включены такие уголовные наказания, как ограничение свободы, лишение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые не были предусмотрены старой редакцией данной статьи, – отмечает Сабигуль Бекишева.
Для предупреждения браконьерства, по мнению эксперта, необходимо: повышать эколого-правовое сознание общества в целом и каждого гражданина в частности, в том числе путем экологического обучения и природоохранной пропаганды; реализовывать социальные проекты по обеспечению занятости населения в тех населенных пунктах, что находятся вблизи мест браконьерства; проводить специализацию, подготовку и переподготовку следователей, дознавателей, а также специалистов в части противодействия браконьерству; развивать институт судебно-биологической и иных смежных экспертиз (разработка эффективных методик, подготовка экспертов).
– По опыту зарубежных стран следует закрепить на законодательном уровне адресное направление штрафных сумм, взысканных с браконьеров, а также средств, поступивших от продажи конфискованных охотничьих и рыболовных орудий, продукции, изъятой в результате незаконной охоты и лова рыбы, незаконной порубки леса, на усиление материальной базы специализированных правоохранительных органов и стимулирование сотрудников, – добавляет Сабигуль Джанабаевна. – Также следует выявлять и ставить на профилактические учеты тех, кто склонен к совершению незаконной добычи объектов животного и растительного мира. Важны взаимодействие и обмен информацией по незаконным каналам поставок объектов животного или растительного мира, их дериватов с правоохранительными органами приграничных государств, особенно с КНР.
Кайрат Коканов