Сейчас можно наблюдать как кардинально изменилось сознание после конституционной реформы. Наши граждане стали активно участвовать в политической и общественной жизни страны. Даже сейчас активно участвуют в выборном процессе, реализуя свои политические права избирать и быть избранным. Обилие информации, множественность партий, свобода выражения своих взглядов и многое другое – это реальность, о которой надо говорить. И сказать объективно, что политика Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева направлена на защиту конституционных прав казахстанцев. Многое сделано, многое предстоит сделать и многое только сейчас начинается.
Следует отметить, что два года страшной коронавирусной пандемии в корне изменили сознание людей, начавших обостренно воспринимать любые факты нарушения конституционных прав граждан, факты коррупции и несправедливости, и ставших больше ценить свою жизнь и свободу. Но эта демократическая повестка, конечно же, не понравилась многим, олигархату и всем тем, кто хотел и дальше наживаться и пользоваться теми же благами при «нищающем» народе. Январские события только подтолкнули к пониманию того, что без коренных изменений в Конституцию «Нового Казахстана», будущего не будет. Конституционные изменения, которые стали реальностью, кардинально меняют политико-правовое пространство и дальше продвинут важные демократические преобразования.
Была создана рабочая группа под председательством заместителя руководителя Администрации Президента Е.Н. Жиенбаева, которая за короткий промежуток времени проделала большую работу по конституционным поправкам и внесла свой существенный вклад в этот общественный процесс, не только работая с поправками в Основной закон, но и разъясняя перед референдумом важность для народа конституционных изменений. Общество в ближайшем будущем должно почувствовать эти конституционные изменения на себе. Обновлено содержание Конституции, которая устанавливает создание Конституционного Суда и направлена на эффективную и полноценную работу Уполномоченного по правам человека, на избрание нового Парламента, создание новых партий, эффективный парламентский контроль, на возрастание роли местного государственного управления и самоуправления, эффективный заслон коррупции и непотизму, двойным стандартам и другим негативным явлениям. Нормы Конституции направлены на постепенный переход к реальной президентско-парламентской форме правления и уход от так называемой «суперпрезидентской» системы управления, ориентированной на сверхконцентрацию полномочий, уже утрачивающей свою эффективность и которая не способна консолидировать гражданское общество с его многообразием взглядов и убеждений.
Исключительно важен посыл Главы государства о необходимости укрепления роли Парламента, которая станет важным фактором успешной реализации концепции «слышащего государства» с четкими контурами Нового Казахстана – эффективного государства с сильным гражданским обществом и воплощением в жизнь ключевой формулы нашего государственного строительства – «Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное правительство».
Важным аспектом стало провозглашение принципа невмешательства партий в деятельность государства, политическая нейтральность Президента. И это соответствует Конституции и правовому статусу Президента, согласно которому он является гарантом прав и свобод человека и гражданина, а также верховенства Конституции. Важен запрет на занятие должностей политических государственных служащих и руководителей в квазигосударственном секторе для ближайших родственников Президента. Этот аспект хорошо раскрывается в настоящем комментарии с опорой на программные выступления Главы государства, который прямо указал, что сегодня для всего общества стало очевидно, что именно монополизация политической и экономической деятельности сыграла едва ли не самую главную роль в произошедших январских событиях. Он отметил, что важный урок «Трагического января» состоит и в том, что концентрация полномочий в руках высшего должностного лица в государстве неоправданно усиливает влияние приближенных к нему лиц и финансово-олигархических групп и они воспринимают государство как личную вотчину, а непотизм, в какой бы стране он ни был, неизбежно приводит к отрицательной кадровой селекции, становится благодатной почвой для расцвета коррупции. Отказ от чрезмерных президентских полномочий становится важным фактором, который обеспечит необратимость политической модернизации и они принципиально меняют «правила игры» и формируют прочный фундамент дальнейшей демократизации нашего общества. Принципы Конституции, равенство и справедливость, приоритет прав человека, не допускают никакой исключительности. Все равны, мы все граждане этой страны и обладаем равными конституционными правами.
Конституционные изменения стали фундаментом Нового Справедливого Казахстана. Народ Казахстана сам должен осуществлять эффективный гражданский контроль во всех сферах жизни человека и общества, активно проявлять свою гражданскую позицию в реализации тех прав и свобод, которые дают внесенные поправки в Конституцию.
С полным основанием можно сделать вывод, что изменения в Конституцию заложили новые возможности, открывающие простор для прогрессивного, демократического развития Казахстана.
Марат Башимов