Образование для людей с особыми потребностями как путь к созданию безбарьерного общества

Образование для людей с особыми потребностями — форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. При этом для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, изменённые методы оценки и другие.
Образование для людей с особыми потребностями следует отличать от интеграции, при которой инвалиды, люди с особыми образовательными потребностями обучаются в обычных учебных заведениях и адаптируются к системе образования, которая остаётся неизменной.
Образование для людей с особыми потребностями включает в свое содержание все грани школьного образования и использует разные образовательные подходы.
В образовательной политике США и стран Европы используются следующие образовательные подходы.

  • расширение доступа к образованию (что называется widening participation);
  • мэйнстриминг — временное обучение людей с ОВЗ со сверстниками, встречи на праздниках и совместный досуг;
  • интеграция — совместное обучение людей с ОВЗ со сверстниками без ограничений в обычной системе образования, которая остаётся неизменной и не приспособленной под нужды учеников;
  • инклюзия — реформирование образовательных заведений, перепланировка учебных помещений под нужды и потребности всех без исключения.
    В Республике Казахстан в образовательном процессе создаются условия для благоприятного положительного обучения, и организовывается моральная, педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям любого ребёнка.
    Педагогическую среду в классах для людей с особыми потребностями можно обеспечить только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплочённом командном взаимодействии всех участников образовательного процесса.
    Сегодня в казахстанском обществе интенсивно развивается идея образования для людей с особыми потребностями, но не приняты нормативные документы, регулирующие этот процесс полноценно. Согласно Закону об образовании, лицом с особыми образовательными потребностями является ребенок, который из-за проблем со здоровьем имеет по стоянные или временные трудности в получении образования. Это привело к толкованию инклюзивного образования как образования детей с ограниченными возможностями. Хотя эти дети являются лишь одной из категорий детей с особыми образовательными потребностями. Поэтому внедрение данного образования в Республике Казахстан, исходя из зарубежного опыта, ставит вопрос о необходимости корректировки администрирования системы образования при внедрении инклюзивного образования в условиях глобализации и цифровизации новых технологий обучения.
    Включение понятия образования для людей с особыми потребностями в нормативно-правовую базу Республики Казахстан и реализация всех перечисленных позиций в документах в части развития инклюзивного образования это шаги вместе с мировым сообществом к созданию безбарьерной среды в образовании.
    ЗРК «Об образовании», ЗРК «О правах ребенка в Республике Казахстан», ЗРК «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 — 2025 годы шаг к созданию новых условий с соблюдением принципов образования для людей с особыми потребностями.
    Создание педагогической среды означает, что все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; будет оказана поддержка каждому ребёнку, не только детям с инвалидностью и основаны на следующих принципах:
  • ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • каждый человек способен чувствовать и думать;
  • каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • все люди нуждаются друг в друге;
  • подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
    В практике Казахстана организация образования для людей с особыми потребностями, безусловно, не так проста, как кажется, из-за нехватки преподавателей в штате общеобразовательных учреждений, низкой информированности преподавателей о том, как вести преподавание в инклюзивных классах, низкого уровня учебно-технического оборудования, низкого уровня школьных учителей об активном обучении и др. Элементы адаптации к ментальной и эмоциональной атмосфере и архитектурному проектированию школ также находятся на этапе становления с определенными препятствиями и недостатками.
    Результаты показывают, что государство должно оказывать существенную поддержку людям с особыми потребностями, чтобы предоставить им те же права и обязанности, что и населению в целом, и обеспечить финансовые ресурсы для реализации этих прав и обязанностей. Однако, для этого требуются преобразующие убеждения и ценности в отношении человеческих различий и концепции образования, роли школы в жизни всех детей, особенно детей с ограниченными возможностями.
    Образования для людей с особыми потребностями — это сложный процесс, требующий определённой перестройки привычного уклада жизни и создания, определенных социально — образовательных условий, позволяющих осуществить на практике системный подход по включению в инклюзивное образование всех детей с ограниченными возможностями.
    Многие вопросы требуют дальнейшего рассмотрения и серьезного отношения. Однако широкое признание концепции образования для людей с особыми потребностями и постепенное внедрение нормативных актов и документированных методик является основанием для того, чтобы ожидать, что семьи, воспитывающие детей с особыми образовательными потребностями, будут свободны в выборе организации для обучения своих детей на новом этапе развития образования. Аян Турекулов