В современных условиях инновационных преобразований образовательной сферы меняется стратегия подготовки специалистов, в том числе и будущих специалистов дошкольного образования. В связис этим становится необходимым обратить внимание на использование позитивного опыта, накопленного в истории отечественного дошкольного образования, у истоков которого были такие видные педагоги и общественные деятели как Н. Кулжанова, О. Д. Мухля, Е. Л. Романова, М. Г. Солдатова. К. Д. Травина, М. Ф. Покровский, Ш. Бегимбетова и другие.
История развития дошкольной системы Казахстана восходит к началу XX века. С 1917 года в республике стали создаваться дошкольные организации в виде детских площадок. Одними из первых они открылись в городах Семипалатинск и Верный (ныне г. Алматы).
В Семипалатинске в 1921 году насчитывалось 5 детских площадок: по одной для мусульманских и еврейских, три — для русских детей. В Верном функционировала одна детская площадка на 300 детей, которую вскоре преобразовали в детский сад по инициативе слушательницы Петроградских фребелевских курсов О. Д. Мухля. Для организации работы детского сада в помощь воспитателям О. Д. Мухля издает первую книгу методического характера «Детский сад и его работа» (1919), в которой излагает рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста с учетом местных условий. В ряде областей создавались дошкольные юрты по обучению матерей правильному уходу за ребенком, дошкольные библиотеки, проводились «недели ребенка».
Выдающийся вклад в развитие системы дошкольного образования и воспитания, расширение сети детских садов, в разработку научных начал дошкольного воспитания внесла Назипа Кулжанова (1887–1934). Автор известных работ « Дошкольное воспитание» (1923), «Мать и дитя» (1927) и других статей по дошкольному воспитанию и другим общественно-педагогическим проблемам, которые оказали позитивное влияние на их развитие., Большую роль в развитии дошкольного воспитания в Казахстане сыграл также М. Ф. Покровский, который организовал дошкольные учреждения в г. Акмолинске.
В 1922 году в целом в республике работали 22 детских сада и площадки. С начала 30‑х годов были открыты несколько учительских и педагогических институтов в областных центрах страны, ряд педучилищ, а также создан научно-исследовательский институт педагогических наук (1933 г.).
К 1940 году во всех областях функционировало 517 дошкольных организаций с охватом более 21 тысячи детей дошкольного возраста Примечательно, что за годы Великой Отечественной войны было открыто еще 188 яслей-садов Основная задача дошкольных организаций до 1961 года в основном состояла в присмотре и уходе за детьми занятых на работе родителей, в то же время большое внимание уделялось их физическому развитию и охране здоровья. Работали в дошкольных организациях в основном выпускники педагогических училищ.
К 1990 году число дошкольных организаций достигло своего пика и составило 8881, их посещало 47,8% детей страны от 2 месяцев до 7 лет. Начиная с переходного периода в 1991 году сеть дошкольных организаций в республике снизилась на 80% в результате передачи детских садов в негосударственный сектор за счет их приватизации (1997-2000 г.), в итоге к 2001 г. потеряно 82% яслей- садов.Охват детей от 1 до 7 лет снизился до 10% и функционировало лишь 1158 дошкольных организаций.
В 1998–1999 гг., в результате специально принятых мер стали происходить положительные изменения: процесс закрытия дошкольных организаций прекращается, постепенно открываются ранее закрытые дошкольные учреждения. Детский сад действительно становится основной формой дошкольного воспитания и обучения детей, эффективной моделью первой ступени непрерывного образования и ранней социализации детей. В дошкольных организациях воспитывалось 146,4 тысяч детей или 15% от общего количества детей дошкольного возраста.
В ноябре 1999 г. правительство Казахстана приняло постановление № 1762 «О вопросах обязательной предшкольиой подготовки детей», согласно которому в образовательных учреждениях могут открываться одногодичные предшкольные классы для подготовки детей к школе. Это постановление позволило охватить до 70% детей 5-6 — летнего возраста. Норма обязательной предшкольной подготовки стала одним из достижений страны в пользу детей дошкольного возраста..
Республика Казахстан — одна из первых стран СНГ законодательно закрепившая право ребенка на предшкольную подготовку. В этом же году государство определило, что восстановление и развитие системы дошкольного образования является одним из национальных приоритетов в образовании.
Следует отметить, Правительство Республики Казахстан разработало программы, которые свидетельствуют о комплексном подходе к решению проблем воспитания и образования дошкольников. В частности, содержание дошкольного воспитания и обучения основано на пяти образовательных областях: «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум», которое реализуется путем их интеграции через организацию различных видов деятельности.
Эти принципиально новые направления воспитательной и образовательной деятельности специалистов Казахстана, поскольку в системе дошкольного образования ребенок долгое время рассматривался как носитель набора знаний, умений и навыков. И педагогам, воспитателям тяжело перестроить свое мышление. Они зачастую не понимают, что дошкольное образование — это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, создаются условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, развития функционально грамотной личности — человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит его переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
Такое движение вперед стало возможным потому, что дошкольное воспитание рассматривалось еще во второй половине XX века как часть государственной системы образования Казахстана, которая исходит из того, что дошкольное детство – это не подготовка к школе, а самостоятельный период развития человека, в течение которого ребенок осваивает окружающий мир посредством игровой деятельности. Постепенное усложнение игровых задач позволяет ребенку совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности посредством игровой деятельности, в отличие от обучения, где все объясняется, и где формируются в основном только навыки исполнителя. Именно в игре моделируется социальное поведение в различных жизненных ситуациях.
В современных условиях развитие системы дошкольного образования в значительной степени обусловлено тем, насколько эффективно осуществляется подготовка и переподготовка педагогических кадров. Важным шагом стало введение в 2000 году специальности «Педагогика и методика дошкольного воспитания» в «Классификатор специальностей высшего образования», то есть была восстановлена подготов ка кадров с высшим образованием по дошкольным специальностям. В эти годы разработаны и прошли апробацию 19 учебно-методических комплексов из 82 наименований на государственном и русском языках. Уже в 2003–2004 учебном году более 220 тысяч воспитанников предшколы были обеспечены первым поколением учебников. В течение последующих 10 лет эти показатели непрерывно возрастали.
В 2006 году был утвержден государственный общеобязательный стандарт высшего профессионального образования (бакалавриат) для специальности «Дошкольное обучение и воспитание», в 2009 году этот стандарт был переработан, дополнен определением общих и специальных профессиональных компетенций выпускников. Компетентностный подход выступает основой обновления содержания профессионального образования. Таким образом, были созданы условия для подготовки специалистов с высшим образованием для дошкольных организаций. Этому способствует открытие в каждом областном педвузе
факультетов ПМНО и дошкольного обучения и воспитания. Расширяется прием в магистратуру по данной специальности.
В настоящее время в 22 вузах республики осуществляется подготовка специалистов данного профиля. Действующий государственный общеобразовательный стандарт высшего образования Республики Казахстан по специальности 5 В010100 — «Дошкольное воспитание и образование» предусматривает получение студентами общекультурного уровня и профессиональной подготовки. В нем определены следующие направления деятельности преподавателей вуза в формировании профессиональной компетентности студентов: применение педагогических технологий в преподавании предметных дисциплин (эмпирический уровень); реализация комплексной программы подготовки студентов к профессиональной деятелности (теоретический уровень); организация практической и исследовательской деятельности студентов в инновационных дошкольных организациях (практический уровень).
Таким образом, модернизация системы высшего педагогического образования напрямую связана с возросшими требованиями к уровню компетентности бакалавра по дошкольному обучению и воспитанию.
Кайрат Коканов