Педагогика как образ жизни

Любовь к Родине, привитие духовно-нравственных ценностей, привитие навыков общения и поведения в обществе – все это и многое другое закладывается в каждом человеке с детских лет. За тем, чтобы мальчишки и девчонки выросли достойными гражданами страны, стоит титанический труд педагогов. Особую роль школьным учителям отвел Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в одном из последних обращений народу страны, отметив, что они способны внести значительный вклад в построение Справедливого Казахстана.
В апреле текущего года в одной из школ Акмолинской области проходил фестиваль «Парад планет». До его начала оставалось меньше получаса. Учитель начальных классов Сауле Толеухановна Булканова, помогая нескольким ученикам облачаться в наряды, обвила взглядом класс, видимо, представляя общую картину солнечной системы, которую предстояло презентовать ее ученикам. Были в задуманной композиции костюмированные звездочки, Сатурн и Марс… К слову, о звездах. Таковыми учащиеся чувствуют себя не только в дни конкурсов, а постоянно. Классная руководительница искренне считает, что каждый ребенок подобен самосветящемуся небесному телу. Вот только яркость его напрямую связана с умением взрослых распознавать потенциал и способности детей. В этом деле у Сауле Булкановой настоящий дар: умеет она разглядеть в воспитанниках их природные наклонности – один хорошо декламирует стихи, второй – прирожденный математик, третий – подающий надежды спортсмен. И умение это выковано жизненным и профессиональным опытом.
В нынешнем году – ровно 40 лет, как Сауле Толеухановна связала свою судьбу с образовательной системой. Уроженка Егиндыбулакского сельского округа Карагандинской области еще со школьных лет мечтала, что посвятит себя благородной профессии. Глядя на свою учительницу в начальных классах, представляла, что когда-нибудь также будет стоять у доски и объяснять вчерашним выпускникам детских садов новую тему, а два-три десятка пар детских глаз будут с интересом, завидным воодушевлением следить за каждым ее движением.
– После уроков учительница часто оставляла меня для помощи в работе с отстающими учениками, – вспоминает Сауле Толеухановна. – Успевающие дети наряду с педагогом объясняли сверстникам прошедшие на уроках темы. Такая методика давала свои положительные плоды: тех, кому с трудом давались примеры и задачки, становилось меньше. Каждое участие в дополнительных занятиях укрепляло во мне желание быть педагогом – человеком, способным открывать перед школьниками двери в мир знаний и новых открытий.
Выпускница Саранского педагогического училища (ныне Саранский высший гуманитарно-технический колледж им. А. Кунанбаева), а также Карагандинского государственного университета имени Е.А. Букетова трудилась в дошкольной системе образования, была репетиром, заместителем директора в одной из школ Темиртау, но еще ни разу в жизни она не пожалела о выбранном пути, несмотря на высокие требования к учителям. Преподавание – большая ответственность. При этом, как говорит Сауле Булканова, любому педагогу, особенно тому, что работает в начальной школе, важно быть тонким психологом, а порой и логопедом.
– Любовь к знаниям, любознательность и интерес ко всему новому закладывается с юных лет, поэтому нам, учителям, важно распознать способности каждого ребенка, – добавляет Сауле Толеухановна. – Воспитание, хоть и закладывается в семье, но в стенах школы совершенствуется и укрепляется. Наша задача – вырастить образованного, достойного гражданина страны.
В современных реалиях, когда многие технологии и способы подачи информации шагнули далеко вперед, нелегко соответствовать образу идеального педагога. Но это не о Сауле Толеухановне. Для нее главное – воспитать самостоятельную личность, имеющую свою точку зрения в любой ситуации. Основы гуманной педагогики, психологии, культуры и философии учитель черпает из работ известного педагога-новатора Шалвы Амонашвили. Гуманно-личностный подход в преподавании, который когда-то использовал Шалва Александрович, позволяет вырастить самодостаточную личность. А суть этого подхода кроется в любви к ребенку.
– Еще одно направление, которое активно используется в современной педагогике, – технология развития критического мышления (ТРКМ). Она позволяет вырастить личность, способную самостоятельно искать, анализировать и использовать в жизни полученные сведения. Вы сами прекрасно видите, сколько недостоверной информации вокруг. Нужно научить ребенка смотреть на все под разными углами восприятия, – отмечает Сауле Булканова.
Помимо ТРКМ учитель начальных классов использует упражнения мнемотехники, которые не только развивают ассоциативное мышление, но и помогают расширять зрительную и слуховую память, внимание, словарный запас и формировать связную речь. Проще говоря, мнемоника увеличивает объем памяти и облегчает запоминание информации. Наряду с ней Сауле Булканова применяет в работе нейродинамическую гимнастику – терапию для развития мозга детей.
«Нам повезло с учителем», – говорят воспитанники Сауле Толеухановны. Она же считает, что это ей достались самые лучшие в мире дети. Некоторые учащиеся – призеры городских, областных, республиканских и международных соревнований и олимпиад. За каждым успехом ученика – колоссальный труд классного руководителя. Вот и победа на фестивале «Парад планет» – залог большого труда педагога и подопечных. Глядя на такой тандем, невольно задумываешься о том, как важно реализовать себя в любимом деле, и как хорошо попасть в руки достойного учителя.
Сегодня, по данным Министерства просвещения Казахстана, в стране трудятся 384150 учителей. Ежегодно все больше молодых людей связывают свою жизнь с преподавательством. Примечательно, что тех, кто выбирает эту специальность не по остаточному признаку, а осознанно, становится больше. В вопросе популяризации профессии учителя немаловажная роль отведена Закону «О статусе педагога», принятому в 2019 году. В документе, например, отражены право педагога на материальное обеспечение, поощрение, а также социальные гарантии. Некогда заложенный курс на повышение статуса учителя получил продолжение в позапрошлом году, когда Глава государства поручил освободить педагогов от непрофильной и несвойственной нагрузки, а также повысить им заработную плату. Кроме того, на базе департаментов по обеспечению качества в сфере образования работают Советы по вопросам педагогической этики и защите прав педагогов. Все это и многое другое создано для того, чтобы учитель, за плечами которого ответственная задача по подготовке образованной нации, чувствовал себя уверенным и материально обеспеченным.

Анастасия Михайловна