Заслон для манипуляций и внушений

Каждый день человек потребляет гигабайты различной информации. И на фоне геополитической нестабильности эта самая информация становится отличным продуктом для поглощения сознания людей. В интервью газете «Человек и Закон» психолог-консультант из Астаны Айбек Сидиков советует, как не стать субъектом манипуляторов.

Манипуляция, по мнению эксперта, достаточно широкий термин, но всегда процесс влияния на умы людей таит в себе определенные цели: политические, экономические и другие, но задачи практически всегда идентичные – изменение мнений в обществе. С появлением средств массовой информации и Интернета противостоять механизмам внешнего воздействия стало сложнее.  Тем не менее в мире существуют множество практик, позволяющие противостоять недостоверной информации и психологическим внушениям.

– Одним из средств массового управления сознанием общества является информация. Отсюда и термин «управление информацией». Как правило, все можно свести к одному: с минимальными затратами повлиять на массовое поведение людей таким образом, чтобы это было выгодно тем, кто управляют источниками информации. Если нужно напугать людей, то, к примеру, берут правдивую информацию и преподносят ее под таким углом, что у потребителей подобного контента начинает закрадываться мысль об опасности и даже угрозе жизни и здоровью. Почему, когда мы говорим об управлении с помощью информации, сразу вспоминаем примеры с жертвами, смертями и убийствами?  Потому что именно страх самое действенное чувство у людей. В СМИ знают об этом и всегда подают материал таким образом, чтобы люди читали материал, смотрели сюжет, а для этого нужно их запугать. Пусть даже условно. Один из примеров, по эффективности устрашения, новости о террористических актах, – говорит Айбек Сидиков.

Цели у манипуляторов, как было отмечено выше, разные. Психолог-консультант называет лишь некоторые. Это, к примеру, увеличение количества читательской, зрительской аудитории, чем и объясняются «кричащие», порой, двоякие заголовки. В качестве примера спикер приводит недавний случай в Египте, когда акула съела человека. Многие паблики и новостные ленты дали информацию с акцентом на трагедию и лишь некоторые издания выдали новость с менее хайповой позиции, разместив памятку о том, как не стать жертвой хищника в море.

– Возьмем шокирующий материал и тот, в котором говорится о мерах предосторожности. Так вот первый прочтут тысячи, второй – единицы. Соотношение: один к ста. Но что происходит дальше? Шокирующая информация находится в голове у читателя или зрителя долгое время, а после обрастает подробностями, в том числе и выдуманным, затем передается дальше по цепочке. Что получается? В конечном итоге метод запугивания срабатывает и большинство тех, кто ранее планировал отдых в Египте, отказался от идеи. в наше время, СМИ, интернет, различные паблики имеют мощное и колоссальное влияние на общество, – констатирует психолог. 

Любая манипуляция, как считает собеседник, опасна до тех пор, пока человек не поймет, что является объектом манипуляции.

– Давайте разберем такой пример: вам говорят, что ваш сын попал в беду, отправьте деньги на некий счет, мол, иначе будут проблемы. Тут есть и ложь, и манипуляция, и угроза. Мошенники знают, что из десяти человек как минимум один «клюнет на удочку». В чем опасность? В том, что кто-то пытается добиться от вас тех действий, которые выгодны им, и вредят вам. В данном случае вред локальный, поскольку касается только вас, но ведь он может быть и массовым. Возьмем детско-родительские отношения. Часто в незрелых отношениях присутствует элемент манипуляции. Когда кому-то что-то нужно от другого, в ход идут манипулятивные приемы, которые чреваты неблагоприятным исходом: могут пострадать родственные связи, – отмечает Айбек Сидиков.

На фоне нескончаемого потока информации важно научиться не поддаваться на уловки манипуляторов. Правда, сделать это весьма сложно. Психолог-консультант советует: прежде чем потреблять какую-либо информацию, нужно уметь думать. Конечно, сегодня, когда понятие «читающая культура» ушло на второй план, анализировать поток меняющихся сведений нелегко.

– Пришло время объявлять информационную диету. Информация сродни пище. Как вредная еда наносит урон телу, так и здесь, лживая и манипулятивная информация наносит урон вашей психике. Чем больше бездумного потребления, тем больше становится человек похож на ведомого и управляемого во всех смыслах слова. Единственное спасение – учиться думать. Когда изучаем, включаем критическое, исследовательское мышление, анализируем – мы думаем.  У СМИ главная цель — научить вас бездумно потреблять весь информационный фаст-фуд. Чем меньше вы думаете, тем больше вы будет прогнозируемы и управляемы. Маленькая плохая привычка порождает большую, а она со временем становится гигантской, и вы уже не силах сопротивляться. А вот привычка смотреть любой материал с разных сторон, изучать, сопоставлять факты, наоборот, порождает полезную привычку. Что скрывать: не у всех и не всегда есть время анализировать поступающие сведения, поэтому нужно научиться ограничивать себя и пользоваться только тем контентом, который интересен лично вам, – считает эксперт.

Резюмируя разговор Айбек Сидиков подчеркивает, что манипуляции практически невозможно избежать, но возможно снизить ее влияние на казахстанцев. Что для этого нужно? Главное – уметь ограничивать себя в каналах информации и больше обращать внимание на те источники, где подаваемая «пища» преподносится со всех сторон, с привлечением нескольких экспертов.

– Совершенствование знаний в той или иной области, самообучение – вот важные элементы, выступающие неким ситом для отбора информации. Если вы являетесь экспертом, пусть даже не сертифицированным, в какой-то сфере, то вас уже сложно будет обмануть. Да и на этом уровне сами понимаете, как много вокруг тех, кто врет, лжет, манипулируют. Приходит четкое разумение, что из общего потока вещающих только 5% обладают глубинными знаниями. Ваша задача – находить это меньшинство во всех сферах.  Как этому научиться? Сложно ответить, – резюмирует психолог.

Использование инсайдерской информации или сведений, исходящих от неназванных источников, – причина задуматься над объективностью новости или статьи. Вот почему так важно обладать критическим мышлением. Если говорить о психологических убеждениях, что наблюдаются на бытовом уровне, то в разговоре с манипулятором нужно задать вопрос – короткое «И?» или «Чего вы хотите этим добиться?», «Зачем вы мне это говорите?». Здесь важно «сломать» сценарий, по которому действует собеседник. Спокойный тон, аргументация и взвешенность слов – козыри в борьбе с теми, кто при помощи разных психологических уловок заставляет других делать то, что выгодно ему.

Айдана Нұрланқызы