К некоторым аспектам развития армейского спорта в Республике Казахстан

За последнее время армейский спорт в Республике Казахстан зарекомендовал себя только с положительной стороны, уверенно демонстрируя победы армейских спортсменов и, соответственно, позиционируя в качестве достойного и надежного резерва для международных спортивных состязаний самого высокого уровня – Олимпийских Игр.
Данную «планку» в отношении достижений казахстанского армейского спорта следует поддерживать и развивать, в том числе посредством качественного и своевременного научно-методического, учебно-методического и информационного обеспечения, которые, на наш взгляд, не вполне соответствуют необходимым параметрам.
К примеру, научно-методическое обеспечение предполагает издание научной литературы в виде научных статей, монографий, научно-исследовательских работ, где содержатся научно обоснованные подходы к дальнейшему развитию армейского спорта.
Важность проблемы научно-методического, учебно-методического и информационного обеспечения развития армейского спорта в Республике Казахстан обусловлена тем, что, во-первых, не вполне достаточным и приемлемым уровнем проводимой правовой и организационно-управленческой работы в данном направлении, во-вторых, отсутствием комплексных научных, учебно-практических и методических разработок в рассматриваемой области, в-третьих, недостаточно активным уровнем вовлечения военнослужащих Вооруженных Сил в отборочные соревнования по армейскому спорту.
Между тем, армейский спорт – это, как известно, составная часть спорта, основным содержанием которого является рациональное использование военнослужащим двигательной активности в качестве одного из факторов прохождения воинской службы, оптимизации своего физического состояния и развития.
В данном направлении большой научный потенциал предполагает ежегодный выпуск профильными специалистами соответствующих учебников, учебных пособий, учебно-практических, учебно-методических и справочных пособий, монографий, научно-исследовательских работ и научных статей.
Практическая реализация учебно-методического обеспечения должна сопровождаться разработкой и изданием учебников, учебных и учебно-методических пособий, различного характера рекомендаций и памяток, раскрывающих и объясняющих различные понятия, порядок, условия, сущность и, в целом, содержание научных разработок, посвященных развитию армейского спорта.
Как известно, в современном обществе информация является главным ресурсом развития. Соответственно, эффективность профессиональной деятельности каждого индивида зависит от навыков своевременного приобретения информации, ее анализа и применения в практической повседневной деятельности. Сказанное в полной мере относится и к информационному обеспечению в войсках, где оно направлено на удовлетворение потребностей военнослужащих при приобретении специализированных знаний.
В исследуемом направлении, информационное обеспечение направлено на повышение эффективности армейской спортивной отрасли, использование имеющихся ресурсов в развитии армейского спорта в Республике Казахстан, на основе всестороннего, оперативного и качественного применения современных информационных технологий.
Это достигается, в том числе путем создания соответствующих баз данных на спортсменов-военнослужащих, результатах их физической подготовки, их психологическую устойчивость по преодолению физических и психических нагрузок, физическую готовность к решению задач военно-спортивной деятельности.
Одновременно, информационные базы должны включать данные о спортсменах, тренерах, спортивных организациях, соревнованиях, их периодичности, особенностей их проведения, спортивного резерва и т.п. При этом рассматриваемые информационные базы должны содержать аналогичные сведения и о спортивных командах других стран, участвующих в Международных Армейских Играх. Это обусловлено тем, что в настоящее время в мире наблюдается усиление глобальной конкуренции, что ставит перед государствами задачу по разработке современных информационных и цифровых платформ и различных информационно-технических подходов по развитию армейского спорта.
Ключевым условием обеспечения лидирующих позиций казахстанского спорта в Вооруженных Силах является комплексный и системный подход, который предусматривает всестороннее своевременное высокотехнологичное информационное обеспечение спортивных мероприятий в сфере армейского спорта. При этом основными требованиями, предъявляемыми к информационному обеспечению, должны быть: законность, полнота, достоверность, относимость, допустимость, оперативность и адресность предоставления информации.
К примеру, информационное обеспечение, прежде всего, предполагает работу субъектов данной деятельности, в числе которых сбор, получение и анализ информации, и определенный порядок ее предоставления потребителю.
То есть, структура информационного обеспечения выглядит следующим образом: отправитель – субъект, имеющий и отправляющий информацию, информация – это какие-либо сведения, отчеты, характеристики, справки и т.д., средства передачи информации – технические, в том числе электронные, наручно, посредством средств массовой информации, получатель – лицо, принимающее информацию и ее потребляющую (извлечение информации для ее использования в повседневной деятельности).
Для эффективного информационного обеспечения необходима соответствующая организационная основа деятельности, которая должна иметь субъектов, представленных в виде конкретных государственных организаций и должностных лиц.
В рассматриваемом направлении субъектом данной деятельности выступает уполномоченное подразделение Вооруженных Сил Республики Казахстан в лице Центрального спортивное клуба Министерства обороны.
В названную категорию субъектов также входят командиры (начальники) воинских частей (подразделений), работа которых в рассматриваемом направлении оставляет желать лучшего. В то же время требования пункта 38 Устава внутренней службы Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан (далее – Устав) четко предусматривает, что командир (начальник) обязан постоянно воспитывать подчиненных и «создавать условия для развития творчества, культурного роста и отдыха, укрепления здоровья и физического развития, при необходимости ходатайствовать за подчиненных перед старшими начальниками» [1]. Пункт 43 Устава также предусматривает, что «командир «начальник) обязан совершенствовать личную профессиональную подготовку и методы управления воинской частью (подразделение): … с этой целью проводить собрания, встречи, воинские ритуалы, спортивные, культурные и другие мероприятия с приглашением на них ветеранов, населения, в том числе молодежи, представителей общественности и членов семей военнослужащих» [1]. А пункт 45 Устава прямо обязывает командира (начальника) руководить спортивной работой. Для этого командир (начальник) определяет задачи, организовывает и контролирует выполнение плана спортивной работы, обеспечивает их выполнение в материально-техническом отношении; направляет творчество военнослужащих на решение задач, стоящих перед воинской частью (подразделением); принимает личное участи в спортивной работе; изучает, обобщает и распространяет передовой опыт; организовывает проведение спортивных состязаний, игр и участвует в них; поощряет военнослужащих, добившихся лучших творческих и спортивных результатов [2].
Таким образом, командир (начальник) как непосредственный организатор и своеобразный модератор и «вдохновитель» физической подготовки в воинских подразделениях, организует и проводит мероприятия с различными категориями военнослужащих, лично участвуя в информационном обеспечении физической подготовки и ее сопровождению.
В целях информационного обеспечения физической подготовки военнослужащих командир (начальник) осуществляет сбор информационного материала, его ранжирование и мониторинг, производит экспертизу и прогнозирование.
Данная информация может быть использована при разработке рабочих учебных программ, учебно-методических комплексов дисциплин, тематических планов, учебников и учебных пособий, монографий, НИРов и научных статей, методических разработок, тестовых заданий и других учебно-методических материалов, направленных на научно-методическое и информационное обеспечение физической подготовки и спорта.
Между тем, участие в Армейских Играх казахстанской сборной предполагает большую подготовительную работу, как с потенциальными спортсменами, так и с тренерским составом. Уже на начальных отборочных стадиях необходим поиск спортсменов, дача им прогнозных оценок, подготовка спортивного инвентаря, резерва и т.д. возникает необходимость в изучении команд-соперников, их потенциальных и реальных возможностей и т.д. При этом для Армейских Игр должна быть характерна массовость, то есть охват как можно большего количества желающих военнослужащих принять участие в спортивных состязаниях. Однако отбор и подготовка личного состава, желающего принять участие в Армейских Играх должен быть объективным, системным постоянным и конкурентным. Это обусловлено тем, что на Международных Армейских Играх задана «высокая планка», которой должны соответствовать все участвующие в данном состязании страны и команды.
Правовая основа научно-методическому и научно-техническому обеспечению развития физической культуры и спорта содержится в статье 42 Закона Республики Казахстан «О физической культуре и спорте», где указано, что «проведение фундаментальных, поисковых, опытно-конструкторских, технологических, прикладных и других научно-исследовательских работ в области физической культуры и спорта осуществляют научные центры, научно-исследовательские институты, лаборатории, образовательные учреждения в области физической культуры и спорта, созданные в установленном порядке и осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан» [2].
В этой же статье также указано, что «уполномоченный орган в области физической культуры и спорта координирует деятельность комплексных научных групп, временных научных коллективов при сборных командах Республики Казахстан по видам спорта (национальных сборных команд по видам спорта) или в подведомственных организациях», а «местные исполнительные органы координируют региональных научно-методических объединений, комплексных научных групп» [2].
Вместе с тем, правовое регулирование информационного обеспечения физической культуры и спорта на законодательном уровне в Республике Казахстан не предусмотрено. Это правовой пробел не позволяет на должном и достаточном уровне обеспечить информационное сопровождение развития физической культуры и спорта, сбором, обменом информации и, в целом, взаимодействие между субъектами в рассматриваемом направлении. К примеру, какой-либо спортивной организации или федерации необходима информация о спортсменах, об их достижениях, о спортивной деятельности за последнее время и т.д. Добывание такой информации может занять продолжительное время и затруднит ее своевременное преставление нужному субъекту. Соответственно отсутствует и законодательная основа информационного обеспечения армейского спорта.
На подзаконном уровне 28 марта 2023 года постановлением Правительства Республики Казахстан № 251 принята Концепция развития физической культуры и спорта Республики Казахстан на 2023-2029 годы, в которой отмечено, что «новый этап развития физической культуры и спорта на 2023-2029 годы будет предусматривать обеспечение непрерывной подготовки национальных сборных команд, спортивного резерва страны, привлечение населения к массовым занятия физической культурой и спортом и логическое завершение начатых преобразований, которые приведут к следующим принципиальным изменениям в области физической культуры и спорта: качественный уровень спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, и национальные сборные команды пополнены спортсменами высокого класса для обеспечения конкурентоспособности казахстанского спорта на международной арене» [3].
При этом, данная Концепция основными принципами в области физической культуры и спорта называет: «приоритетность развития массового спорта, в том числе среди детей и молодежи; равенство и доступность занятий физической культурой и спортом для всех категорий граждан; непрерывность и преемственность физического воспитания различных групп населения; добровольность занятий физической культурой и спортом; оздоровительная направленность физкультурно-спортивных мероприятий; равное уважение к занятиям физической культурой, любительским и профессиональным спортом; запрет на дискриминацию и недопущение пропаганды культа жестокости, насилия и унижения человеческого достоинства; развитие спорта высших достижений, отстаивающего честь республики на международных спортивных соревнованиях; содействие развитию адаптивной физической культуры и спорта». Указывается, что эти принципы будут составлять основу всей проводимой политики, включая совершенствование нормативной правовой базы, программ развития отрасли, разработку планов действий и другое [3].
Как нам представляется, вышеназванные приоритеты и основные принципы в полной мере относятся и к перспективным направлениям развития казахстанского армейского спорта на международной арене.
Вместе с тем, в вышеназванной Концепции прямо не предусмотрено развитие армейского спорта и его обеспечивающих компонентов, что не позволит в дальнейшем повлиять на его позитивные тенденции роста.
В этой связи, представляется целесообразным на законодательном уровне регламентировать понятие «информационное обеспечение физической культуры и спорта», в том числе и в отношении армейского спорта, а также инициировать принятие специальной Концепции развития армейского спорта Республики Казахстан, в которой также целесообразно регламентировать вышеназванное понятие и понятие «научно-методическое развитие армейского спорта».
Полагаем, что данный шаг станет логическим продолжением достигнутых побед и занятых призовых мест армейскими спортсменами Республики Казахстан за последние 7 лет, начиная с 2016 года в ходе Международных Армейских Игр.
Кроме того, представляется целесообразным усилить информационно-аналитическую и педагогическую составляющую обеспечения развития армейского спорта. В этих целях, предлагаем создать в 2024 году в РГУ «Национальный университет обороны Республики Казахстан» кафедру физической подготовки и армейского спорта, которая, на наш взгляд, стала бы центром учебно-методической, научно-методической и воспитательной работы не только в области физической подготовки военнослужащих, но и развития армейского спорта, в целом. Другими словами, деятельность предлагаемой кафедры могла бы быть направлена на научно-методическое и информационное обеспечение развития армейского спорта в Республике Казахстан.
Таким образом, научно-методическое и информационное обеспечение развития армейского спорта приобретает динамическое развитие со статусным усилением роли физической культуры в Вооруженных Силах и армейского спорта. В повышении эффективности научно-методического и информационного обеспечения развития армейского спорта должны быть заинтересованы командиры (начальники) всех уровней, которые являются основными организаторами рассматриваемой деятельности согласно требованиям Устава внутренней службы.
В завершение отметим, что предлагаемые нами пути решения проблем научного, учебно-методического и информационного обеспечения развития армейского спорта, как представляется, смогут и должны оптимизировать процесс физической подготовки военнослужащих, а также будут способствовать более интенсивному его развитию в направлении совершенствования и дальнейшего позиционирования армейского спорта Республики Казахстан как спорта высших достижений.

Ещанов Алмаз Шукирович
доктор юридических наук,
профессор