Вольнолюбивый кочевой казахский народ всегда отличался гостеприимством и щедростью. Приоритетные духовно-нравственные ценности, некогда заложенные предками, актуальны по сей день, трансформировавшись под современные реалии. Постсоветская картина мира, которая пользовалась актуальностью долгое время, постепенно изживает себя.
Ценностные ориентации человека, как известно, являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающим миром, детерминируют и регулируют поведение. Конечно, сегодняшняя картина ценностей казахстанцев значительно отличается от той, что наблюдалась несколько веков назад. Тем не менее, некоторые устои будто генетический код переходят из одного поколения в другое.
«Казахи отличаются приветливостью, добродушием и гостеприимством, которое возведено у них в культ» – так писал в своих заметках российский исследователь Виктор фон Герн в конце XIX века. Даже спустя столетия упомянутые исследователем духовные и нравственные ценности генетически передались нынешнему поколению. Правда, сегодня городское население встречает гостя как дома, так и в кафе, и в ресторанах. И лишь материально обеспеченные казахстанцы могут позволить себе приобрести киіз үйі. Те, кто предоставляют юрты в аренду, отмечают, что последние пару лет казахи стали чаще прибегать к практике использования переносного каркасного жилища, особенно если речь идет о пышных празднествах – тоях. Однако независимо от того, где проходит встреча гостя: в маленькой однокомнатной квартире, коттедже или юрте, понятие «Төрге отырғызу» существует до сих пор. Гостю испокон веков предлагали почетное место за дастарханом. Зачастую право занимать основное место за столом отводилось представителям старшего поколения.
Уважение к старшим – ценность, которую казахи прививали своим детям с юных лет. В былые времена к мудрым, наделенным жизненным опытом аксакалам шли за рекомендациями. Советы старейшин пользовались популярностью во многих аулах. Перечить, а уж тем более грубить взрослому человек считалось дурным тоном. В настоящее время, к сожалению, нередко можно встретить факты, когда молодежь проявляет свое бескультурье, общаясь с аксакалами на «ты», не уступая им место в общественном транспорте, не здороваясь. Конечно, бывают моменты, когда пенсионеры первыми проявляют бестактность, но такое встречается крайне редко. «Ну и молодежь пошла!» – слышится в обществе фраза с нотками негодования. А ведь будущее любо страны, в том числе и Казахстана, зависит о того, какой будет наша молодежь. Воспитанность, сдержанность, ум – вот фундамент культурной личности.
Каждая личность – это звено в человеческом капитале государства. Неслучайно однажды Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев сказал, что прогрессивно мыслящие, образованные молодые люди должны работать в органах власти. Глава государства возлагает большие надежды на молодых казахстанцев, отмечая, что юные граждане должны привнести в общество новые ценности. Но о каких ценностях идет речь? Скорее всего, – о честности и справедливости, о не разделении общества по каким-либо характеристикам. Что скрывать, долгие годы кичливость, трайбализм в нашей стране считались понятиями, что называется, передовыми. Да и сейчас можно встретить факты взаимоотношений по принципу «Баке-Саке», но ведь именно с такими «традициями» нужно бороться во имя построения Справедливого Казахстана. Когда придет осознание, что ни связи и родственные отношения – двигатели прогресса, а профессиональные кадры, тогда можно будет сказать: общество переболело старыми устоями, пришло время выстраивать процессы по-новому.
Традиционная казахская культура, отличавшаяся высокой преемственностью в вопросах нравственного воспитания подрастающего поколения, духовного совершенствования личности, несмотря на внешние факторы (войны, голодомор) сумела сохранить в себе основные постулаты. Но нужно ли говорить, что без участия каждого отдельно взятого человека в сохранении жизненных принципов, нельзя построить высоконравственное общество.
В Послании «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны» Касым-Жомарт Токаев говорил, что важно привить молодежи общечеловеческие ценности. «В нашем обществе необходимо пропагандировать такие качества, как патриотизм, стремление к знаниям, трудолюбие, сплоченность и ответственность», – добавлял Президент. Большая ответственность по реализации поставленных задач лежит не только на дошкольных, школьных учебных заведениях, но и на каждой казахстанской семье. Почему акцент сводиться на молодых граждан республики? Дело в том, что молодость как возрастной показатель важный этап в жизни любого человека. Именно в этот период укрепляются общие жизненные устои, семена которых были посеяны в детские годы той или иной личности. В молодости юноши и девушки выбирают траекторию развития своей жизни, призвание. Отсюда и важность проведения грамотной молодежной политики в решении злободневных проблем: экономических, социальных, жилищных и иных. Не менее важно уделять внимание и тому, в какой информационной среде находятся молодые люди. Не секрет, что в погоне за «лайками», просмотрами казахстанцы впитывают много негативной информации, все меньше уделяя времени доброму и хорошему. А ведь великий классик Абай Кунанбаев не зря говорил, что доброта одеянье святых, и оно не ветшает.
Образцом высокой культуры. воспитанности и доброты для современников как Казахстана, так и всего мира может выступить Димаш Кудайберген. Певец наглядно демонстрирует свое почтение старшим, проявляет уважение к окружающим, доказывая, что казахская нация богата выдающимися личностями. Возможно ли из сегодняшних малышей вырастить таких же воспитанных граждан, как Димаш? Безусловно. Главное, как упоминалось выше, не перекладывать долю ответственности на государство или общество, а в семье закладывать основные постулаты взаимоуважения, взаимовыручки, гостеприимства, патриотизма, переплетая их с такими понятиями как «дружба», «любовь», «здоровье», «саморазвитие». При этом важно помнить, что развитие духовно-нравственных ценностей является обязательным основанием для создания и формирования национальной идентичности.
Асель Катранова