Казахстан приступил к строительству независимого государства
в 1991 году, на пороге XXI-го века. За короткий исторический период наша страна под руководством Лидера Нации-Первого Президента
Н.А. Назарбаева преодолела все последствия постсоветского кризиса, создала современную рыночную экономику, интегрировала её в мировое экономическое пространство, провела исторически значимые конституционные реформы и полностью переформатировала политическую систему.
Одновременно с укреплением политической, экономической, социальной и других сфер жизни общества, с первых же дней своей государственности Казахстан начал строить собственную судебную и правоохранительную систему.
Основные принципы, на которых базируются судебная и правоохранительная деятельность в Казахстане, закреплены в Конституции, принятой в 1995 году на всенародном референдуме. В их числе, презумпция невиновности, недопустимость повторного привлечения к уголовной ответственности за одно и то же деяние, придача обратной силы уголовному закону, смягчающему ответственность, ничтожность доказательств, полученных незаконным путем и другие (статья 77 Конституции).
Деятельность судов и правоохранительных органов также основывается на положениях Всеобщей декларацией прав человека, Международного пакта о правах человека, Конвенции против пыток и других международных стандартов.
В целом в Казахстане за годы Независимости создана новая иерархия социальных ценностей, подлежащих правовой охране, проведены законодательные и институциональные реформы, концептуально изменившие правоохранительную деятельность и уголовную юстицию.
В последние годы в Казахстане также идет интенсивный процесс по совершенствованию уголовно-правовой базы страны и модернизации судебно-правозащитной сферы, в том числе, изменению парадигмы правоохранительной юстиции.
В рамках реформы в судебной и правоохранительной системы приняты ряд государственных программ, включая Концепцию правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденную Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года.
Приоритетом развития уголовно-процессуального права Казахстана является дальнейшая последовательная реализация основополагающих принципов уголовного судопроизводства, направленных на безусловную защиту прав и свобод человека.
Важнейшим показателем развития Казахстан, как и любого другого современного государства, стремящегося к достижению общепринятых международных стандартов, безусловно, является эффективность защиты конституционных прав и свобод граждан, доступность и прозрачность правосудия.
Для этого требуется разработка оптимальных правовых механизмов, предусматривающих эффективное применение уголовно-процессуального законодательства в целях быстрого раскрытия преступлений, привлечения к уголовной ответственности лиц, их совершивших, и справедливого судебного разбирательства, а также защиты конституционных прав и свобод человека, законных интересов общества и государства.
Одним из основных направлений совершенствования уголовно-процессуального права Концепцией правовой политики определено упрощение и повышение эффективности уголовного процесса, в том числе упрощение порядка досудебного производства.
Соответственно, главной целью совершенствования правоохранительной юстиции стало повышение эффективности, упрощение и ускорение процесса, а также приведение нашего уголовно-процессуального законодательства в соответствие с международными стандартами и усиление защиты конституционных прав граждан.
На этой основе произошли качественные институциональные и функциональные изменения в судебных и правоохранительных органах Республики Казахстан. Существенными достижениями стало принятие гуманизация уголовного законодательства и создание оптимальной модели уголовного судопроизводства.
За истекшие годы многое сделано в плане формирования в Казахстане современной системы уголовного судопроизводства, отвечающей высоким международным стандартам.
Одним из наиболее важных событий в истории реформирования правоохранительной юстиции Казахстана, стало принятие Парламентом в 2014 году пакета законов, заложивших начало фундаментальной модернизации концепции уголовной политики государства – Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов.
В результате принятия новых кодексов правоохранительная юстиция Казахстана все глубже стала приближаться к высоким ценностям, заложенным в Основном Законе, принятом в 1995 году, а также Международным пактам по правам человека и другим универсальным актам.
В них более четко определены полномочия и очерчены границы компетенций судов и правоохранительных органов. Упорядочены правомочия и ответственность органов уголовного преследования, проведена комплексная реформа уголовного процесса. И главное, в деятельности правоохранительных органов стала доминирующей правозащитная функция.
Весьма глубокая трансформация произошла в уголовном процессе, в рамках которого проходит тонкая грань между неотвратимостью наказания и защитой прав человека, вовлеченного в орбиту уголовного процесса.
Действующий уголовный процесс, с одной стороны направлено на быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение и привлечение к ответственности виновного, с другой – на максимальное обеспечение прав подозреваемого (обвиняемого).
При принятии нового Уголовно-процессуального было изучено зарубежное законодательство и судебно-правоохранительная практика, особенно стран Европейского Союза. В национальную систему правоохранительной юстиции были внедрены новые институты и механизмы, зарекомендовавшие в странах с развитой правоохранительной системой.
Первое, что было сделано – это исключение доследственной проверки. Как известно, ранее данная стадия законодательно не урегулировалась.
В корне было изменено уголовное преследование, введено досудебное расследование, которое начинается с момента регистрации заявления о преступлении и заканчивается с передачей уголовного дела в суд.
Данная модель начала уголовного процесса обеспечивает своевременную защиту подозреваемого и корреспондируется с рекомендациями Комитета Министров Совета Европы «Относительно путей облегчения доступа к правосудию» от 14 мая 1981 года.
Еще одно усовершенствование – это исключение постановления следователя о привлечении человека в качестве обвиняемого и вынесение обвинительного заключения. Составление этих актов ранее занимало довольно много времени. Порой обвинительное заключение составляло 500 и более страниц, с подробным изложением обстоятельств дела и собранных доказательств, показаний свидетелей, заключения экспертиз и т.д.
Взамен этих ёмких документов сейчас прокурором утверждается краткий обвинительный акт, где отражается только сведения о подозреваемом лице, обстоятельства совершенного преступления, перечень собранных доказательств и процессуальные издержки.
Вновь принятым Кодексом в соответствии с Конституцией, упорядочен порядок задержания лица. По аналогии американских «Правил Миранды» введена норма, обязывающая при задержании разъяснять задержанному лицу его права и обязанности, в том числе право на защиту и право не свидетельствовать против себя.
Наиболее важным является учреждение фигуры следственного судьи – обеспечивающего судебный контроль за деятельностью органов уголовного преследования.
Следует отметить, что введение института следственного судьи предусмотрено в Концепции правовой политики до 2020 года.
В ходе дальнейшей модернизации уголовного процесса, Законом от 21 декабря 2017 года следственному судье преданы все процессуальные санкции, касающиеся конституционных прав граждан в уголовном процессе.
Сейчас следственный судья решает практически все вопросы санкционирования следственных действий, связанных с ограничением прав и свобод человека, в том числе санкционирует досудебное содержание под стражей, домашний арест, принудительное помещение в медучреждение для судебно-психиатрической экспертизы, эксгумацию трупа, арест имущества, международный розыск, помещения несовершеннолетнего лица в спецучреждение и другие.
Новым Уголовно-процессуальным кодексом предусмотрено введение во всех районных и приравненных к ним прокуратурах фигуры «процессуального прокурора». Он осуществляет надзор по уголовному делу с момента начала досудебного расследования до принятия окончательного решения по делу и поддерживать государственное обвинение в суде первой инстанции.
Процессуальный прокурор несменяем, но может быть заменен другим процессуальным прокурором. Помимо повышения ответственности рядовых прокуроров, закрепленных надзирать за конкретными делами, значительно упрощена возможность согласования следователями и дознавателями процессуальных решений по уголовным делам.
Следователь, дознаватель, не дожидаясь приема прокурора района (как было до 2015 года на практике), сможет процессуальные решения, требующие согласованию с органами прокуратуры, напрямую согласовывать с помощником прокурора района, закрепленным в качестве «процессуального прокурора».
Так, в полномочия процессуального прокурора, наряду с иными обязанностями, будет входить утверждение протокола об уголовном проступке, направление дел в суд и другие. Полномочия процессуального прокурора не ущемляют самостоятельность следователя, не подменяя его функций.
При этом, исключительно за руководителем органа прокуратуры сохранены ряд полномочий, к примеру, отмена незаконных постановлений следователя, дознавателя, органа дознания, а также постановлений и указаний начальников следственного отдела и органа дознания, нижестоящего (подчиненного) прокурора; изъятие уголовного дела у лица либо органа, осуществляющего досудебное расследование, и передача его другому лицу либо органу для производства досудебного расследования и другие.
В случае если по уголовному делу собраны достаточные доказательства, подтверждающие вину подозреваемого, и отсутствует необходимость в проведении дополнительных следственных и процессуальных действий, после заключения процессуального соглашения в форме сделки о признании вины, досудебное расследование считается оконченным и процессуальный прокурор вправе направить уголовное дело в суд без обвинительного акта.
Процессуальный прокурор при участии в суде первой инстанции, в том числе при разбирательстве согласительного производства, вырабатывает и согласовывает позицию государственного обвинителя по делу (по вопросам квалификации, меры наказания, наличия и вида рецидива, вида и режима исправительного учреждения, разрешения гражданского иска) с руководителем прокуратуры либо поддерживает позицию, отраженную в утвержденном процессуальном соглашении в форме сделки о признании вины.
Также законодательно были повышены возможности адвоката по обеспечению защиты прав, как потерпевшего, так и подозреваемого (обвиняемого). Адвокат теперь наделен правом самостоятельно осуществлять сбор сведений, представлять их в правоохранительные органы и суд, опрашивать других лиц в интересах подзащитного, заявлять суду ходатайство о проведении следственных действий, участвовать в них.
До первого допроса подозреваемого адвокат вправе проводить с ним беседу наедине. Законом запрещено проведение негласных следственных действий в отношении адвоката, за исключением случаев, когда он сам является подозреваемым.
В соответствии с практикой европейских стран путем внедрения ускоренного производства, процессуального соглашения о сотрудничестве и приказного производства усовершенствованы формы расследования.
В настоящее время в рамках ускоренного производства уголовные дела расследуются не более 10 дней. Ранее время обычного расследования по делам дознания было до 30 суток, а предварительное расследование – до 2-х месяцев.
Кроме того, введены две формы процессуального соглашения: о признании вины и о сотрудничестве. Основанием для заключения такого соглашения является согласие подозреваемого с выдвинутым подозрением, соответственно, обвиняемого – с обвинением, объемом причиненного ущерба, а также согласие потерпевшего.
В свою очередь процессуальное соглашение о сотрудничестве со следствием заключается тогда, когда подозреваемое лицо активно участвует в раскрытии особо тяжких преступлений, совершенных иными лицами, а также экстремистских и террористических преступлений.
Такая практика применяется в ряде других стран. В Грузии, к примеру, такими соглашениями завершается производство по 80% уголовных дел, в США – до 90%. Это позволяет сделать процесс более экономным и концентрироваться органам уголовного преследования на расследовании более сложных дел.
Для «уголовных проступков» введена очень простая – протокольная форма расследования. В статье 526 Уголовно-процессуального кодекса указано, что если установлен подозреваемый, совершивший уголовный проступок, то орган дознания немедленно составляет соответствующий протокол. При отсутствии лица, протокол составляется с момента его фактического установления в пределах срока давности привлечения к ответственности.
С учетом Европейской конвенции о защите прав человека (хотя Казахстан не является участником данного международного документа) введено понятие «разумный срок», который определяется такими обстоятельствами, как правовая и фактическая сложность расследования, поведение участников процесса и т.д.
Дополнительно регламентированы вопросы противодействия пыткам.
В частности, закреплена норма о том, чтобы администрация места заключения все жалобы на применение пыток сразу направляла напрямую прокурору.
Еще одним из направлений реформирования уголовного процесса является исключение стадии направления уголовного дела судом для производства дополнительного расследования.
Данная мера направлена на реальное обеспечение прав участников уголовного судопроизводства с исключением возможности суда, вопреки принципам беспристрастности и независимости, возвращая дела на доследование, фактически предлагать стороне обвинения найти дополнительные доказательства виновности обвиняемого.
В Уголовно-процессуальном кодексе более детально регламентированы процедуры медиации, заложены достаточные, наш взгляд, правовые основы для применения медиации и примирительных процедур.
В частности, расширены категория виновных лиц, которым разрешается примиряться, в том числе по уголовным делам о тяжких деяниях (несовершеннолетним, беременным женщинам, женщинам, имеющим малолетних детей и др.), а также перечни частных и частно-публичных деяний.
Медиатор вправе с согласия сторон осуществлять процедуру медиации с самого начала досудебного расследования, т.е. с момента регистрации заявления об уголовном правонарушении.
С учетом этого в Уголовном кодексе предусмотрено, что лицо подлежит освобождению от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим, заявителем, в том числе в порядке медиации, и загладило причиненный вред.
Более того, указанная норма теперь носит обязательный характер.
В Законе «О медиации» более четко детализирован порядок проведения, форма и содержание медиативного договора.
Для органа, ведущего уголовный процесс, договор является обстоятельством, исключающим уголовное преследование.
В ходе принятия Уголовно-процессуального кодекса определенные вопросы вызвала новелла, связанная с введением в уголовный процесс новой процессуальной фигуры «свидетеля, имеющего право на защиту». Во Франции он называется «ассоциированный свидетель», а в Литве — «специальный свидетель».
Согласно Уголовно-процессуальному кодексу «свидетелем, имеющим право на защиту» автоматически становится лицо, на которое указали другие как на совершившее деяние человека, но в связи с недостаточностью доказательств орган расследования еще не признал его подозреваемым.
Этот статус дает ряд существенных преимуществ, отличающих его от обычного свидетеля.
В частности, как и у подозреваемого, у него есть право отказаться от дачи показаний, право на защитника до начала первого допроса, на ознакомление с материалами дела, заявление ходатайств о производстве экспертизы, очной ставке с тем, кто свидетельствует против него и т.д.
При этом, его отличает от подозреваемого то, что к нему не могут быть применены меры процессуального принуждения, конечно, кроме привода, который может быть применен и к свидетелю и к потерпевшему.
Наряду с указанными новеллами, в Уголовно-процессуальном кодексе предусмотрены новые следственные и процессуальные действия такие как, «депонирование показаний» следственным судьей на стадии досудебного расследования, когда есть опасения, что лицо не сможет дать показания в главном судебном разбирательстве, производство дистанционного допроса путем видеосвязи и другие.
В целом, в результате принятия Парламентом в 2014 году новых уголовного и уголовно-процессуального кодексов в Казахстане концептуально изменена сфера уголовного судопроизводства и правоохранительная деятельность, переформатировано содержание уголовной юстиции, укреплена система защиты прав и свобод человека и гражданина, а также интересов общества от противоправных посягательств.
Орманова Ш.Ш.
Доцент Евразийского национального
университета им. Л.Н. Гумилева,
кандидат юридических наук