Психолого-педагогический аспект обучения населения по взаимодействию с диспетчерами аварийно-спасательных служб в чрезвычайных ситуациях в Республике Беларусь: опыт для Казахстана

Лесной фонд Республики Беларусь по состоянию на первое января 2023 года составляет 9549,2 тыс. га. Он находится в ведении семи органов государственного республиканского управления и государственных организаций. Это четыре Министерства Республики Беларусь: лесного хозяйства, обороны, чрезвычайных ситуаций, образования, а также Управление делами Президента Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси и местные исполнительные органы. Лесистость составляет 39,7%. Основными фондодержателями выступают Министерство лесного хозяйства (88%) и Управление делами Президента Республики Беларусь (7,9%). На остальные пять учреждений приходится 4,1% площадей лесного фонда.
В силу своего породного, возрастного и структурного состава, а также антропогенного воздействия все леса на территории Беларуси являются потенциально пожароопасными. К наиболее высокопожароопасным (І–ІІІ классы природной пожарной опасности) отнесены 67,3% их площади. В лесном фонде насаждения І класса природной пожарной опасности занимают 6,7%; ІІ – 26,1%; ІІІ – 34,5%; IV – 25,7% и V – 7,0 от общей площади лесных земель. Это обусловлено преобладанием хвойных лесов, на долю которых приходится 59,6 покрытых лесом земель.
Среди сосновых лесов легкозагораемые типы занимают 37,3%; среднезагораемые — 42,6%; труднозагораемые – 20,1%, среди еловых соответственно – 1,3; 80,1 и 18,6%. Высокой горимостью отличаются молодняки І класса возраста, осушенные территории, вырубки из-под суходольных сосняков, сильно поврежденные насаждения, несомкнувшиеся культуры и др. Кроме того, пожарная опасность в лесах может возрастать в результате действия лесохозяйственных, технических и организационных факторов.
Последнее обстоятельство указывает на необходимость усиления подготовки граждан к безопасному поведению и проявлению ими активной гражданской позиции в сфере безопасности.
При угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации непосредственное руководство работами по их предупреждению и ликвидации возлагается на администрации городов и районов, а также на городские и районные координирующие органы государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — ГСЧС) — комиссии по чрезвычайным ситуациям (далее — КЧС) и постоянно действующие органы повседневного управления по чрезвычайным ситуациям.
К ликвидации чрезвычайных ситуаций привлекаются пожарные аварийно-спасательные подразделения МЧС, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные подразделения республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, координация действий которых осуществляется через соответствующие дежурно-диспетчерские службы (далее — ДДС). ДДС функционируют, как правило, в круглосуточном режиме и находятся в постоянной готовности к действиям по проведению необходимых экстренных мер по защите населения в чрезвычайных ситуациях. Прием от населения и организаций сообщений, несущих информацию об угрозе или факте возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определение масштабов возникших чрезвычайных ситуаций, оповещение и персональный вызов должностных лиц КЧС, органа повседневного управления по чрезвычайным ситуациям и сил постоянной готовности требует четко и ясно сформулированной информации для ДДС. Согласно статистике, опубликованной в Великобритании, каждая минута задержки начала ликвидации пожара – это как минимум две человеческие жизни и в среднем порядке 30 000 $ материальных потерь. Возникает необходимость обучения населения взаимодействию с ДДС.
Процесс взаимодействия между людьми определяется значимостью задачи, которую им предстоит решать и ролью каждого из них в совместной деятельности.
Чрезвычайная (экстремальная) ситуация может располагаться в различных плоскостях нашей жизни: в социальной, природной и личной сфере и влиять на состояние психического и физического здоровья. Это ситуация, объектом которой являются люди.
В экстремальных условиях первоначально происходит падение работоспособности и снижение отдельных показателей функциональных резервов, с дальнейшим общим их ростом и перераспределением. Для психологического состояния человека в чрезвычайных обстоятельствах характерны дискомфорт и сильное напряжение, перерастающее в перенапряжение, хотя мобилизация функциональных ресурсов в некоторых случаях может способствовать эффективному решению имеющихся задач.
Психологическая готовность и психологическая устойчивость в особых условиях достигается за счет информирования о механизмах формирования стресса, особенностях протекания психических процессов при стрессе, обучению методам самодиагностики, саморегуляции и управления психическими состояниями, само- и взаимопомощи.
Психологическая устойчивость – это устоявшаяся система психологических качеств и свойств личности, позволяющая сохранять способность к надежной и эффективной деятельности в особых и экстремальных условиях.
Между взаимодействием и взаимоотношениями существует внутренняя зависимость, но нет постоянной связи. Сущность этого неполного совпадения заключается в том, что взаимодействие внешне регламентируется, и отношение в нем выражается в отрегулированной социальными требованиями форме поведения (конвенциальные нормы приличия, такт, этикет), что не допускает его непосредственного проявления.
Отношения людей формируются в процессе их взаимодействий. Важными характеристиками, которые играют решающую роль в экстремальных ситуациях, являются помощь и требования.
Существует несколько причин, в результате которых замедляется оказание помощи в чрезвычайных ситуациях, даже если она является прямой профессиональной обязанностью.
Единственный свидетель чувствует, что именно ему надлежит вмешаться. Если есть другие свидетели, то чувство ответственности распределяется на всех, «размывается», чувство альтруизма ослабевает.
Чувство неуверенности у свидетелей вызывает двусмысленность ситуации, они медлят и становятся примерами пассивного поведения друг для друга. Сравнивая свои реакции, они приходят к ошибочному заключению, что происшествие не опасно. Плюрализм в оценке происходящего тормозит оказание помощи.
Боязнь оценки также снижает готовность к помощи. Присутствие других свидетелей вызывает чувство неловкости, так как они являются свидетелями потенциального вмешательства (особенно если свидетель не уверен, что оно будет успешным). Если свидетель уверен в своих силах и компетентности, присутствие других становится стимулом для вмешательства, так как в этом случае он демонстрирует свое превосходство и силу.
Диспетчерам аварийно-спасательных служб приходится оказывать помощь в виде экстренной «информационной терапии», целью которой является психологическое поддержание жизнеспособности тех, с кем общается на данный момент диспетчер.
«Информационная терапия» реализуется через систему звукоусилителей и состоит из трансляции следующих рекомендаций, которые должны услышать пострадавшие:

  • информация о том, что окружающий мир идет к ним на помощь и делается все, чтобы помощь пришла к ним как можно быстрее;
  • находящиеся в изоляции должны сохранять полное спокойствие, т.к. это одно из главных средств к их спасению;
  • необходимо оказывать себе самопомощь;
  • в случае завалов пострадавшие не должны принимать каких-либо физических усилий к самоэвакуации, что может привести к опасному для них смещению обломков;
  • следует максимально экономить свои силы. находиться с закрытыми глазами, что позволит приблизить себя к состоянию легкой дремоты и большей экономии физических сил;
  • дышать медленно, неглубоко и через нос, что позволит экономить влагу и кислород в организме и кислород в окружающем воздухе;
  • мысленно повторять фразу: «Я совершенно спокоен» 5-6 раз, чередуя эти самовнушения с периодами счета до 15-20, что позволит снять внутреннее напряжение и добиться нормализации пульса и артериального давления, а также самодисциплины;
  • высвобождение из «плена» может занять больше времени, чем хочется потерпевшим. «Будьте мужественными и терпеливыми. Помощь идет к вам».
    Целью «информационной терапии» является также уменьшение чувства страха у пострадавших, т.к. известно, что в кризисных ситуациях от страха погибает больше людей, чем от воздействия реального разрушительного фактора.
    В общении в экстремальных условиях происходит постоянная реакция одного человека на действия другого. Одним из способов взаимопонимания в общении, который дает возможность осознать смысл и содержание собственных действий, а также действий партнера, является восприятие занимаемых относительно друг друга позиций.
    Позиция ориентации на контроль предполагает стремление контролировать ситуацию, управлять ею и поведением других людей, которое обычно сочетается с желанием доминировать во взаимодействии.
    Позиция ориентации на сознание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других людей. Она связана не только с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, но и с представлениями о равенстве партнеров в общении и необходимости достижения взаимной, а не односторонней удовлетворенности.
    Общение с данных позиций позволяет проявлять партнерам следующие стратегии:
  • стратегия «контролера» — стремление заставить партнера принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуации;
  • стратегия «понимающего» — адаптация к партнеру, равные «горизонтальные» взаимодействия.
    В завершении отметим, что проблема борьбы с лесными пожарами в Казахстане — проблема сложная, многогранная и как никогда актуальная. Решение ее требует привлечения и взаимодействия специалистов в различных областях знаний — экологов, работников лесного хозяйства, пожарных, экономистов, специалистов по сохранению биоразнообразия и охране здоровья человека и т. д.
    В свете трагических событий произошедших в Абайской области психолого-педагогический аспект обучения населения по взаимодействию с диспетчерами аварийно-спасательных служб в чрезвычайных ситуациях в Республике Беларусь является актуальным для Казахстана.

Ансар-Арман