О духовных ценностях казахского народа

Кочевой образ жизни наложил отпечаток на духовный мир казахов, мировоззрение, обычаи и традиции. За длительную историю развития казахской культуры сформировалось богатое духовное наследие. Как и многим кочевым народам, казахам свойственна устная передача информации по средствам мифов, легенд, сказаний, эпосов, шежире. Кочевники ревностно оберегали свои культурные традиции и практически не допустили влияние культур других этносов, тем самым сохранили духовную базу черты, которой можем наблюдать и сегодня.
Формирование духовных ценностей происходит в течение многих веков. Только взаимопомощь, согласие, ответственность каждого человека, общие цели и идеалы помогают народу стать единым обществом.
Национальные традиции влияют на формирование у человека этических норм поведения, вырабатывают нравственные чувства, эстетический вкус и представления, формируют интеллектуальные и трудовые качества.
Для казахского народа наибольшей ценностью является семья, благополучие детей и близких родственников. Семья выступает опорой и поддержкой для проживающих людей разных поколений. В ней происходит процесс передачи семейных ценностей. Семья – главный источник воспитания, где проживающие поколения приобщаются к традициям и обычаям своего народа. В воспитательную функцию семьи входит ознакомление и приобщение детей к традициям и обычаям своего народа, устному и музыкальному народному творчеству, декоративно-прикладному искусству. Впервые на положительном примере родителей и из их рассказов дети знакомятся со многими национальными традициями, играми, заучивают народные сказки, поговорки, песни и загадки.
В благополучной семье мать и отец проявляют родительскую любовь, заботу и внимание к детям. Это может послужить стимулом, примером для подражания и осознания детьми проявлений взаимной привязанности и любви. В последующем взаимоотношения с окружающими обретает духовность.
В современных исследованиях огромное значение отводится праздничным мероприятиям по случаю рождения и воспитания ребенка в семье. В период новорожденности проводятся праздники ко дню рождения ребенка (шилдехана) и укладывания его в колыбель (бесикке салу), здесь же младенца нарекают именем (азан шакырып ат кою). Особенностью обряда, связанного с имянаречением ребенка, является благословение малыша на будущее (бата). На праздник приглашаются близкие родственники, друзья, соседи, здесь же принято присутствовать детям, поскольку проводится обряд по угощению всех присутствующих сладостями (тыштырма). На сороковой день с пожеланиями здоровья новорожденному самые старшие родственники купают ребенка в подсоленной воде и поливают его ритуальной водой из сорока ложек, стригут ногти и волосы (кыркынан шыгару). В год отмечают первые шаги ребенка, проводя обряд перерезания пут, с пожеланиями ему долгой и счастливой жизни (тусау кесер). По исполнении мальчику 5 и 7 лет проводят мусульманский ритуал обрезания (сундеттой). Как видим, в казахской семье внимание взрослых членов семьи приковано к ребенку с самого дня его рождения как проявление любви, заботы и милосердия.
Отметим, что традиционные брачные и свадебные обряды являются добрыми ритуалами в сопровождении молодоженов в новую жизнь. Началу заключения брачного контракта предшествует сватовство (куда тусу), где обе стороны договариваются о предстоящей свадьбе (кыз айттыру). По обычаю невесте на ухо надевают сережки (сырга салу), затем устраивают проводы невесты с приданым (кыз узату, жасау). Невесту сопровождают в дом жениха (келин тусуру) и устраивают торжественное бракосочетание в Загсе, по желанию проводят мусульманский обряд (неке кию). Ритуально свадебный праздник сопровождается вступительной частью свадьбы (той бастар, шашу), свадебной песней (жар-жар), знакомством невесты с родственниками мужа (беташар, салем беру), радушным принятием гостей при угощении их вкусной едой (конакасы). В последующем проводятся послесвадебные обряды: приглашения родственников мужа и почетных сватов (келин шай), знакомство родственников мужа и соседей с невесткой (уй корсету, келин шакыру). Затем предстоит первое посещение зятем родителей жены (есик ашар) и совместные приглашения в гости родителей, родственников мужа и невесты с вручением друг другу подарков (куда шакыру, киит кигызу). Все эти обряды сопровождаются благословением молодых на счастливую, семейную жизнь старшими и уважаемыми людьми (бата алу).
По усопшим проводится поминальный обряд по разным датам в течение года. В последующие годы проводится поминание умершего человека на празднике Курбан-Байрам (шек беру). На этом празднике человек, совершив заклинание, может угощать мясом, едой нуждающихся и малообеспеченных людей. В день Арафа люди читают молитвы и книгу Коран. Другим обрядом является поминание умерших предков для получения их благословения (ас беру).
Важнейшее место среди всех национальных традиций занимает уважительное отношение к старшим – родителям, родственникам и окружающим людям. Соблюдение традиции по категорию «старший –младший» является обязательным для каждой семьи. С детства внушают, что следует почитать опыт старшего поколения, отцовский дом, знать историю своей родословной (семи поколений), предков, известных в роду. В семье принято прислушиваться к советам стариков, к ним проявляют готовность по оказанию помощи. К старшим по возрасту окружающим людям относятся с почтением, приветствуют, уступают дорогу, расспрашивают о состоянии здоровья, предлагают им свою помощь.
В таких семьях каждодневный пример родителей по отношению к старшим слу жит основой для укрепления родственных связей, проявления любви и заботы, верности своему роду.
Соответственно, старшие члены семьи благословляют молодых и детей бата беру) и тому подтверждение, когда в доме со старыми родителями проживает младший сын (кара шанырак). Старшие дети заботятся о младших братьях и сестрах, они сердечны, снисходительны к малышам, уступчивы, спешат к ним на помощь, между ними складываются теплые эмоциональные отношения.
Одной из распространенных традиций казахского народа является гостеприимство как символ укрепления дружбы, проявления уважения, внимания к людям и заботы о них. Эта традиция зародилась давно, когда в степи любого путника встречали с радушием, щедрыми угощениями, так как считалось, что пребывание гостя в доме дарует счастье и благословение. С хорошим расположением душевного состояния и теплым приемом встречают гостей. Благоприятные условия создаются и для детей, пришедших с родителями, к ним проявляют доброе внимание.
У казахского народа не принято оставлять в беде близких, соседей и знако-
мых. Проживая в одном ауле, люди идут на помощь друг к другу, спасая от несчастий, проявляя взаимовыручку, участвуя в постройке дома, разделяя еду, одежду, раздавая домашний скот (жылу, асар). Казахский народ отличается трудолюбием, высоко ценит единство и сплоченность, люди сообща выполняют самую сложную работу, чтобы в семье был достаток, и дети росли счастливо. Поговорки гласят: «Пока пальцы не сойдутся вместе, руки не согреются», «Десять человек оставляют следы на земле, сто человек протаптывают тропу, тысяча человек протаптывает дорогу». Поэтому и детей рано приобщают к труду, чтобы развивать у них трудолюбие, желание прийти на помощь к нуждающимся людям.

Ансар Арман