В числе масштабных изменений, инициированных Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым, – новая социальная политика, основы которой отражены в Социальном кодексе страны. Новый документ вступил в силу с 1 июля этого года. В чем суть нововведений, насколько кардинально изменится парадигма государственной соцподдержки – в интервью с директором департамента социальной помощи Министерства труда и социальной защиты населения Казахстана Айнур Абдырахмановой.
Социальный кодекс, разработанный по опыту Европейского Союза, но адаптированный под реалии нашей страны акцентирован на повышении благосостояния казахстанцев и снижении соцрисков. Документ состоит из пяти главных новелл, каждая из которых отражает суть нововведения. В первой, к примеру, акцент сделан на вопросе внедрения Цифровой карты семьи (ЦКС), цель которой – обеспечение равного доступа казахстанцев к мерам господдержки. Карта основана для формирования и сегментирования списка семей по уровню их благополучия. Аналитическое решение реализовано на информационно-аналитической системе «Smart Data Ukimet» и интегрировано с информационными системами государственных органов. Благодаря такой взаимосвязи удается автоматически определить состав семьи и сформировать оценку уровня ее жизни. Отсюда и автоматизация социальных выплат в проактивном формате, то есть без подачи заявлений. Кстати, назначение нескольких видов государственных пособий с минимальным участием получателя проводится с прошлого года. Пилотный режим реализации ЦКС показал себя неплохо. С начала 2023-го перечень оказываемых проактивно услуг расширен теми, что относятся к социальной сфере. Со следующего года планируется включить государственные гарантии в области образования и здравоохранения. А с 2025-го новшество коснется всех видов госгарантий.
– Согласно сведениям из баз данных государственных органов, все население страны составляет 20 миллионов человек и по сегментационной модели они распределены на шесть миллионов семей, – говорит Айнур Абдырахманова. – Распределенные семьи по категориям передаются в ЦКС для назначения государственных мер поддержки в проактивном формате.
Создание ЦКС – это не просто шаг к углублению цифровизации социальной сферы, обеспечивающий переход от используемой заявительной формы оказания социальных услуг к выявительной и проактивному формату их оказания, но и действенный механизм исключения бюрократических проволочек при оформлении того или иного пособия, выплаты или конкретной соцуслуги.
– Вторая новелла касается усиления адресной социальной помощи, предусматривающего сначала меры для упреждения социальных рисков, только затем уже поддержку, направленную на борьбу с последствиями социальных рисков. Во главе угла – профилактика, недопущение, то есть – работа на опережение, – добавляет глава департамента, отмечая, что в 2025 году АСП будет назначаться по-новому, исходя не из учета минимального прожиточного минимума, а, основываясь на медианных доходах.
В рамках реализации поручения Главы государства, озвученного в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2022 года, и новой социальной политики страны пособие по уходу за ребенком продлены с одного года до полутора лет.
– Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет получили в среднем 114,6 тысяч неработающих родителей, а социальную выплату на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста 1,5 лет для работающих родителей из ГФСС получили 517,3 тысяч человек, – приводит статистику спикер.
Социальный кодекс Казахстана – основа государственной политики в области социальной поддержки населения, благодаря которой казахстанец, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, может определить на какие меры государственной поддержки он может рассчитывать.
– Министерством совместно с ПРООН разработана Методика оценки уровня благосостояния населения, на основе которой определяются необходимые государственные меры поддержки нуждающимся семьям, – говорит Айнур Абдырахманова.
По данным Минтруда, С 1 сентября 2022 года в ЦКС уже предоставлена возможность получения услуг по 10 видам пособий и социальных выплат, и трех видов уведомлений. Это, к примеру, выплаты по рождению, по уходу за ребенком, по уходу за ребенком с инвалидностью, по безработице, утере кормильца, пособия по инвалидности и другие. C начала текущего года 774 тысячам гражданам направлено соответствующие SMS для получения согласия на оказание государственных услуг, из них проактивно назначено 303 тысячам гражданам, а также 143 тысячам казахстанцам назначены из других источников.
Анастасия Михайловна