По неизвестным туристическим тропам

Более 830 тысяч иностранных туристов посетили Казахстан за девять месяцев прошлого года. Благодаря безвизовому режиму количество посетителей из Индии увеличилось с 28 тысяч до 78 тысяч человек, а из Китая с 18 тысяч до 217 тысяч. Для увеличения туристического потока в нашу страну планируется внедрить ряд проектов. О том, какие конкретно меры будут внедрены, – в интервью с исполняющим обязанности председателя Комитета индустрии туризма Министерства туризма и спорта Нуртасом Галымовичем Карипбаевым.
В числе различных отраслей экономики туризм считается одним из перспективных и является передовым драйвером социально-экономического благополучия страны. В прошлом году Казахстан признан лучшей трендовой дестинацией для путешественников из Ближнего Востока, а по версии Всемирной туристской организации село Саты в Алматинской области стал лучшей деревней. Учитывая высокий потенциал республики, географические и природно-ландшафтные особенности, развитие внутреннего и въездного туризма имеет неплохие шансы на дальнейший рост. Правда, краеугольным камнем до сих пор остаются некоторые проблемы, требующие поступательного решения. В частности, речь идет не только о необходимости улучшения инфраструктуры туробъектов, но и активизации деятельности акиматов на местах.
– Действительно, в Казахстане второй год действуют меры государственной поддержки, нацеленные на стимулирование активности отечественных предпринимателей в сфере туризма. Какими достижениями можем похвастать?
– Количество одобренных заявок, поданных для господдержки, увеличилось в восемь раз по сравнению с 2022 годом. Например, если в позапрошлом году объем субсидирования затрат на одного иностранного туриста для казахстанских туроператоров был рассчитан на 421 человек, то спустя год составил 7,4 интуристов. Поддержка оказывается в рамках Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам туристской деятельности». Отмечу, что возмещения распространяются не только на одного иностранного туриста, но и на покупку оборудования и техники, а также покрывают часть затрат на строительство, реконструкцию туробъекта, придорожного сервиса.
– Как сегодня обстоят дела с программой Kids Go Free, созданной для продвижения организованного внутреннего туризма?
– Начиная с начала 2022 года более 3,5 тысяч казахстанских детей смогли посетить вместе с близкими и родными красивейшие места страны, города. Наша задача – не останавливаться на достигнутом, расширяя места размещения как местных, так и зарубежных гостей.
На сегодняшний день разработана карта ТОП-20 направлений туристического интереса в 20 регионах страны, которая нацелена на их развитие, в том числе и путем эффективной реализации проектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры, а также инвестиционных проектов, сопутствующих их продвижению. К примеру, в прошлом году открыты три новых визит-центра в Чарынском каньоне, в Национальном парке Алтын-Эмель и Тургеньском ущелье, а также при других Нацпарках.
– В начале года сообщалось, что в стране будет внедрен новый механизм туристского кешбэка. Расскажите подробнее о нем.
– Ввиду резко-континентального климата жарких месяцев в Казахстане сравнительно немного. А для равномерного распределения туристического потока нужны внешние механизмы. Так отчасти и появилась идея о внедрении кешбэка при покупке тура внутри страны. Процент возврата от суммы затрат будет варьироваться в пределах 5-20 процентов. Важное условие – поездка должна планироваться в неактивный сезон. Деньги будут возмещаться в зависимости от количества ночевок: чем их больше, тем выше процент кешбэка.
– Какие меры принимаются для комфорта иностранных туристов?
– В первом полугодии 2023-ого в РК установлен новый рекорд по приему зарубежных гостей. Для удобства прибывающих на пограничных пунктах будут установлены QR-коды, при помощи которых гости могут получить всю необходимую информацию об отелях, маршрутах, ценах, о стоимости такси и покупке sim-карт.
Казахстан применяет ряд мер для привлечения иностранных туристов. Это: развитие инфраструктуры: строительство новых отелей, аэропортов, магазинов, ресторанов и других объектов, обеспечивающих комфортное пребывание иностранных туристов; маркетинговые кампании: проведение рекламных проектов на международном уровне для привлечения внимания казахстанского туристического продукта; облегчение визового режима: снижение визовых ограничений, упрощение процедуры получения визы для иностранных туристов; разработка туристических маршрутов: создание интересных туристических маршрутов, предлагающих уникальные возможности для путешествий по стране; поддержка международных туристических мероприятий: участие в выставках, конференциях и других мероприятиях, способствующих продвижению казахстанского туризма за рубежом.
– Каковы планы на текущий год в сфере туризма?
– В ходе рабочей поездки Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в Китай было решено объявить этот год Годом казахстанского туризма в Китае. Открытие мероприятия запланировано на конец марта. Продвижение туристического потенциала нашей страны на китайском рынке, думаем, положительно скажется на общих показателях турпотока. V Всемирные Игры кочевников, запланированные на 8-14 сентября, в рамках событийного туризма тоже окажет свое влияние на общую статистику. В этих Играх наряду со спортивными состязаниями также широко будет представлена культурная и научная программы. Ожидается участие более 4 тысяч человек из 100 стран мира.
– Успех любой отрасли формируется среди прочего на основе кадрового потенциала…
– Да, это так. Сфера туризма не исключение. От уровня подготовки специалистов зачастую зависит качество сервиса в целом. Рынок нуждается не только в менеджерах, но и узких специалистах с необходимыми для сферы обслуживания навыками. В областях майс-индустрии, ивент-менеджмента, не хватает гидов, экскурсоводов и ремесленников. Если мы дадим качественное образование студентам, которое будет сопровождаться практической подготовкой в хороших пятизвездочных гостиницах, с изучением и практикой иностранных языков, то из них в будущем получатся отличные специалисты.
Кроме того, необходимо уделять особое внимание на переквалификацию трудоспособного населения, путем организации краткосрочных курсов, позволяющих прежде всего в кратчайшие сроки обеспечить рынок труда специалистами с необходимыми компетенциями, а также переквалифицировать имеющиеся трудовые ресурсы.
В рамках данной задачи Министерство туризма и спорта активно инвестирует в кадровую базу для обеспечения прорыва в туристической сфере. Так, в Концепции развития туристской отрасли на 2023-2029 годы предусмотрены ряд мер для совершенствования системы подготовки кадров туристской отрасли. Среди них можно отметить привлечение международных экспертов для формирования образовательных учебных программ по туризму, увеличение доли дисциплин на английском языке, вовлечение представителей бизнеса, к разработке образовательных программ, учебно-методических материалов, а также к преподаванию дисциплин и руководству выпускными работами.
– Спасибо за беседу.

Анастасия Михайловна