Тюркские истоки формирования национальной идентичности казахов в эпоху независимости значительно расширились горизонты и диапазон философских исследований, направления философских поисков стали более разнообразными и многовекторными, стала изучаться тюркская философия, выступающая духовным истоком казахской философской мысли.
Каждая эпоха предлагает свой ответ на вечные вопросы бытия. Казахская философия хранит этот интеллектуальный духовный опыт, переосмысливает накопившийся пласт культурных артефактов. Сущностные черты всего этого традиции, язык позволяет рассматривать казахскую философию как древнейшую степную ветвь тюркоязычной культуры, включающий в себя глубинный пласт индоиранской культуры и развившей в тесном взаимодействии сопредельными цивилизациями. На протяжении многих веков казахи как кочевой народ вбирали в себя различные культурные влияния, переплавляя и ассимилируя их в своих исконно степных тюркских традициях.
Традиции данные предками кочевой культуры были настолько глубоки и прочны, что ни политические катастрофы, ни арабское, ни монгольское влияние не смогли изменить их образ. Способ хозяйствования и тип цивилизации остались практически неизменными на протяжении многих веков. Это способствовало постоянному воспроизводству определенных ментальных структур мировосприятия. Неутраченность памяти самого народа, именно глубоко коренившиеся корни толерантности стали основой для дальнейшего развития кочевой цивилизации.
Устная и письменная литература, богатейший фольклор, эпос, словесное поэтическое творчество стало основой философской мысли тюрков. Не только по форме, но и по содержанию творческое восприятие мысли видоизменили передаваемые знаки для будущих поколении.
Сегодня тюркская философия – это яркий феномен мировой философской мысли. Тюркская философия являясь неотъемлемой частью восточной философии есть проявление диалектики общего и единичного в истории мировой мысли. Как справедливо подчеркивал один отечественный ученый «уникальность тюркской философии заключается в органическом сочетании традиции и открытости к инновациям, номадического и оседлого опытов освоения мира, сакрального, профанного и хтонического.
Одной из особенностей тюркской философской мысли является его неповторимость, его свойство правильной жизни, как свода мудрости. Все это убедительно подтверждают памятники материальной и духовной культуры. Мудрец Коркыт-ата, который остался в памяти как общетюркское достояние.
Коркыт-ата остался в памяти потомков как выразитель фундаментальных этических ценностей тюркских народов, их духовных и философских поисков, эволюции их сознания. Коркыт-ата философ прорицатель мудрец стал вечным источником вдохновения для выдающихся представителей казахской философии. Как мудрец он сталкивает современность с ее собственной горькой правдой.
Рассматривая философское наследие казахского народа здесь не было жестких зафиксированных типов философствования. Уровни обобщения осмысления бытия не уступают западноевропейским традициям. Начало ХХI века показало факты напряженности в экономической, политической и духовных сферах .
Коркыт-ата, Асан кайгы — выдающийся жырау, а вслед за ними Чокан Валиханов названные кочевыми философами дали ответы на многие вопросы. Они дали толчок для духовного возрождения народа.
Нравственное совершенствование Абая, Принципы справедливости Шакарима стали оплотом и примером эстетического и этического начала самого народа.
Квинтэссенция духовно – нравственного отношения, осмысления вопросов бытия.
Идеи патриотизма, борьбы за независимость, глубокое осознание необходимости сплоченности народа также очень характерны для казахской философской мысли, что удивительно созвучно идеям и умонастроениям современного периода развития независимого Казахстана. Именно возрождение подлинного интереса к собственным философским истокам укрепляет национальное самосознание и единство народа, являющиеся государствообразующими ценностями. Идея казахских мыслителей о том, что нация должна мобилизоваться, консолидироваться и развивать свои внутренние механизмы самодостаточности, конкурентоспособности и народной мощи, глубоко созвучна идее «Мәңгілік Ел», ставшей в настоящее время национальной идеей современного казахстанского общества.
Идея просвещения в обращении к казахской философии особенно необходимо сегодня потому, что именно ее нравственная составляющая все чаще осознается стержнем национальной мировоззренческой компоненты сознания, важнейшим фактором возрождения отечественной культуры.
Современное время диктует жесткие условия, которые часто переворачивают сознание людей. Обращение к духовному наследию казахского народа, поиски его прошлого и настоящего, разрушить стереотипы и догмы в которых мы находились многие годы вот те условия которые станут важными и значимыми в нынешний период времени. Интерес к собственным философским истокам, уходящими в глубокую древность способствуют росту самосознания народа, становлению его национальной идентичности, а также укреплению единства и солидарности.
Адильбек Жаскалиев