Продается человек. Рабство в киберпространстве

С возникновением Интернета в виртуальную реальность переходят не только законные виды деятельности, но и сферы, связанные с криминальной схемой. Всемирная паутина выступает идеальной площадкой для вербовки жертв торговли, создания онлайн-рынков по продаже людьми, сексуальному рабству, эксплуатации и контроля жертв. В борьбу с орудующими в Сети преступниками вступают современные технологии. О том, как маскируется нелегальный бизнес, какие методы и способы существуют для их выявления и роли информационно-коммуникационных технологий в противодействии злу – в беседе с заведующей кафедрой специальной подготовки по противодействию глобальным угрозам Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре, кандидатом юридических наук, ассоциированным профессором, старшим советником юстиции Жанар Сейтаевой.
С каждым днем торговцы наркотиками, оружием, людьми, эксплуататоры все больше осваивают киберпространство. Они особенно активизировались в период пандемии, когда большинство людей вынужденно перешли в онлайн-пространство. Помимо того, Казахстан является наиболее развитой страной с позиции проникновения Интернет-технологий среди населения: доступность как фиксированного доступа, так и мобильного, позволяют пользоваться предложениями на сайтах и в социальных сетях. Этот же фактор дозволяет проводить более эффективно рекрутинг потенциальных жертв работорговли.
– Youtube, Instagram, TikTok, Telegram и другие виртуальные площадки нередко используются для торговли людьми, в числе прочего с целью сексуальной коммерческой эксплуатации. Представителями нашей Академии была частично изучена тема использования современных технологий в этом вопросе. В конце прошлого года мы провели исследование по трем странам: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан. Суть исследования заключалась в том, чтобы понять, какие технологии применяют торговцы в Центральной Азии. Особое внимание мы уделили рекламе жертв, поскольку она является наиболее заметной частью преступной схемы. Зачастую в погоне за легким заработком девушки (именно они чаще всего становятся жертвами сексуального рабства) откликаются на объявления с высоким доходом. Вебкаминг стал современной формой эксплуатации молодых людей, – говорит Жанар Сейтаева.
Вебкаминг – сфера бизнеса, построенная на общении веб-модели и наблюдателя в онлайн-видео чате. Общение обычно происходит на платной основе, что является основным заработком модели и студии. В числе вовлеченных могут оказаться несовершеннолетние. На прошедшем в прошлом году круглом столе директор ОО «Правовой центр женских инициатив «Сана Сезім»» Шахноза Хасанова отмечала, что в Казахстане вебкаминг получил особое развитие в период пандемии, так как большая часть населения познакомилась с Интернет-ресурсами и вэб-порталами. На сегодняшний день такие предложения больше всего популярны в Алматы, Бишкеке и Шымкенте. К слову, в правовом Центре женских инициатив «Сана Сезім» есть несколько кейсов, когда через социальные Сети девушек под предлогом хорошего заработка эксплуатировали в преступных целях. При этом организаторы использовали шантаж, угрозы, преследование и психологический прессинг. В июле 2021 года, по информации Шахнозы Хасановой, были выявлены порностудии, где работали порядка 50 моделей, среди которых были несовершеннолетние девочки, завербованные и вывезенные в Шымкент для непосредственного оказания интим-услуг.
В Казахстане проводится соответствующая работа по профилактике рабства будь то трудового или интимного характера. В стране насчитывается десять организаций, оказывающих специальные социальные услуги жертвам бытового насилия и торговли людьми. Организации расположены в Акмолинской, Актюбинской, Восточно-казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Кызылординской, Павлодарской, Туркестанской областях и в Алматы и Астане. Для выявления преступных фактов в киберпространстве используются различные программы. К примеру, существует база, позволяющая проанализировать и отследить потенциальных жертв, называется «Kontr». В числе ее функций – создание идентичного сайта или бота с советами о том, что не делать, если человек решил уехать на заработки или подработать в сфере вебкаминга.
– Интернет, к глубокой печали, стал идеальной средой для ведения секс-торговли. А все потому, что сложно отследить организаторов противозаконных площадок. Они научились маскировать свою деятельность под неприметный бизнес, используют всплывающую таргетированную рекламу на сайтах с большим охватом читательской аудитории. К тому же в виртуальной реальности злоумышленнику легко выдать себя за порядочного человека. Учитывая, что аккаунты в социальных Сетях перепродаются, а после меняется их сфера деятельности. Важно обращать внимание на сигналы-предупреждения, уяснять свои права и границы, а также обращаться за помощью к профессионалам, если возникли подозрения на эксплуатацию. Кроме того, важно обучать людей, особенно молодежь, о правилах безопасности в онлайн-среде, – отмечает Жанар Сейтаева.
Для противодействия вербовке жертв через социальные сети, как отмечают эксперты, необходимо обучать пользователей тому, как распознавать признаки сексуального рабства и как сообщать об этом в социальных сетях, разработка курсов и информационных материалов на эту тему. Также важно продолжать внедрять технологии и механизмы фильтрации контента, которые автоматически обнаруживают и блокируют материалы, связанные с сексуальным рабством. А учитывая, что в настоящее время банальная блокировка ссылок уже не работает, необходимы системные меры, в том числе на законодательном уровне. Существующие НПА о торговле людьми не применяется адекватным и последовательным образом, и дела, относящиеся к торговле людьми, не всегда возбуждаются по базовой статье Уголовного кодекса.
– Наша Академия, как я отмечала выше, провела исследование, которое показало на каких платформах встречаются сведения, напрямую или косвенно связанные с трудовой и (или) сексуальной эксплуатацией. Также мы проводим семинары, где обучаем сотрудников правоохранительных органов методам выявления преступных платформ и чатов. Недавно заключили соглашение с казахстанской компанией Kazdream Technologies, которая по нашей инициативе разрабатывает программу, позволяющую по определенным индикаторам анализировать большой поток данных и выявлять сомнительные контент, сервисы, сайты, – резюмирует Жанар Сейтаева.
Если говорить о мировых инструментах, борющихся с торговлей людьми, то можно сказать о такой системе как Project Intercept. Она использует алгоритмы искусственного интеллекта для анализа больших объемов данных, поиска паттернов и предсказания потенциальных случаев преступных деяний. Такие системы работают на основе машинного обучения и анализа текстов, изображений и других данных, чтобы выявить подозрительные активности и связи между различными событиями. Это позволяет правоохранительным органам оперативно реагировать на случаи торговли людьми и предпринимать меры для их предотвращения.

Олег Тихонов