Противодействие семейно-бытовому насилию: Законодательные инициативы и защита Домашнего Очага

Семейное насилие является серьезной проблемой, которая оказывает разрушительное влияние на здоровье, благополучие и самоуважение людей. В Казахстане правительство и общественные организации предпринимают широкий спектр мер для предотвращения семейного насилия и защиты жертв.
Профилактика семейного насилия становится все более значимым аспектом работы полиции, которая предпринимает организационные и законодательные шаги в этом направлении. Об изменениях в законодательстве на еженедельном брифинге полицейского ведомства рассказал начальник департамента и официальный представитель МВД Шынгыс Алекешев.
В прошлом году по поручению Главы государства были внесены изменения в Уголовный и Административный кодексы. С 1 июля 2023 года полиция перешла от реагирования на заявления к системе выявления бытовых правонарушений. Теперь административное производство инициируется непосредственно по факту нарушения.
Если ежегодно поступало около 100 тысяч сигналов о нарушениях, ранее из них почти по 70% полиция была лишена возможности реагировать, поскольку потерпевшие отказывались писать заявления. Теперь, после перехода от заявительного к выявительному характеру, активизирована профилактическая работа с семьями, подвергшимися насилию. За прошлый год из 99 тысяч сообщений о бытовых скандалах более 79 тысяч правонарушителей привлечены к административной ответственности, порядка тысячи граждан – к уголовной ответственности, – сообщил спикер.
Полиция проводит оценку риска повторного семейного насилия после каждого случая конфликта в семье. С августа прошлого года более 18,5 тысяч семей прошли опрос. В 884 из них выявлен высокий риск повторных нарушений. Правонарушителям предлагается пройти курсы психокоррекции для контроля агрессивного поведения.
Для защиты жертв, участковыми инспекторами полиции было вынесено 87 тысяч защитных предписаний. Судами на основании ходатайств полиции были установлены особые требования к поведению для 15 тысяч правонарушителей, включая запрет на употребление алкоголя. Эти лица находятся под усиленным наблюдением полиции. Всего по решению судов были арестованы 2770 агрессоров за нарушение защитных предписаний и 5926 нарушителей требований к поведению.
В результате всех этих мер в обществе формируется принцип нетерпимости к правонарушениям. В то же время одними полицейскими силами проблему бытового насилия не решить. Основной причиной семейных конфликтов является пьянство, семейные трудности и падение нравственных ценностей. В этой связи Правительством реализуется Дорожная карта по пересмотру политики по профилактике бытового насилия, – отметил Шынгыс Алекешев.
По информации Шынгыса Алекешева, в регионах страны действуют мобильные группы, направленные на выявление семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. С сентября по декабрь 2023 года участковыми инспекторами было проведено 67 343 обхода семей, находящихся в сложных обстоятельствах. В результате было выявлено 2349 семей, нуждающихся в специальных социальных услугах, и в январе текущего года выявлено еще 325 семей в подобной ситуации.
С учетом Плана действий в области прав человека и верховенства закона депутаты Мажилиса Парламента разработали законодательные поправки, направленные на усиление защиты прав женщин и детей, а также на поощрение семейных ценностей.
Предложенный законопроект включает в себя:
Комплекс мер по созданию инфраструктуры для поддержки семей и детей, профилактике насилия в отношении женщин и детей, а также оказанию помощи лицам, ставшими жертвами насилия.
Ужесточение ответственности за насильственные действия.
Нормы по усилению государственного контроля в области защиты прав ребенка, введению лицензирования организаций, предоставляющих специальные социальные услуги, и организации летне-оздоровительных лагерей.
В части внедрения новых мер профилактики предусматривается:
Укрепление функции по координации помощи семьям на региональном уровне социальной защиты.
Введение механизма мобильных групп для раннего выявления лиц и семей в трудной жизненной ситуации.
Определение ответственного государственного органа (МТСЗН) по ведению медико-социального учета.
В дополнение предлагается:

Передача центральным исполнительным органам компетенции по разработке программ помощи несовершеннолетним, подвергшимся насилию, жестокому обращению и буллингу.
Передача местным исполнительным органам компетенции по созданию центров поддержки семьи и центров психологической помощи детям.
В части ужесточения ответственности предусмотрены:
Исключение возможности примирения по преступлениям, связанным с насилием в отношении несовершеннолетних.
Усиление уголовной ответственности за доведение до самоубийства, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, истязание, изнасилование, похищение и незаконное лишение свободы несовершеннолетних.
Также вводится административная ответственность за травлю (буллинг) несовершеннолетних, принудительную высадку из общественного транспорта лиц, не достигших 16 лет.

Сергей Каржов