Уважаемые коллеги! Я затрону три вопроса сегодняшней общей темы — о целесообразности назначения выборов Главы государства с точки зрения конституционной доктрины, о правомерности их назначения и о сроке выборов.
- О доктринальной целесообразности выборов
В ст. 3 Конституции записано, что народ является единственным источником государственной власти и осуществляет власть непосредственно, в том числе через свободные выборы В той же статье Конституции записано, что без делегирования им полномочий только Президент и Парламент могут выступать от имени народа: «Никто не может присваивать власть в Республике Казахстан. Присвоение власти преследуется по закону. Право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту Республики в пределах его конституционных полномочий».
Таким образом, для укрепления, упрочения юридической связи с народом, Президент Казахстана, исполняющий обязанности по автоматической процедуре, должен пройти всенародные выборы, чтобы обрести максимальную и безусловную юридическую связь с народом как его представитель на основе Конституции. - О правомерности
Согласно подпункту 3-1 ст. 41 Конституции и ст. 51-1 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан», Президент вправе назначить внеочередные выборы Главы государства.
Полномочия Мажилиса относятся только к объявлению очередных выборов Президента (подпункт 3 п. 1 ст. 56 Конституции и пункт 1 ст. 53 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан»).
В 2015 г. Конституционный Совет РК специально рассмотрел вопрос — нет ли в Конституции каких-либо препятствий и ограничений для принятия решения Главы государства о досрочных выборах. В своем постановлении от 24 февраля 2015 г. № 2 Конституционный Совет РК ответил, что каких-либо условий и ограничений для этого в Конституции нет и что это право является исключительно правом Президента единолично назначать внеочередные президентские выборы. - О сроке выборов
В Конституции предусмотрено, что очередные выборы Президента проводятся в первое воскресенье декабря (пункт 3 ст. 41). Конкретные сроки внеочередных выборов не определены. Их проведение назначает Президент, а сроки, в соответствии со ст. 66-1 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан», определяет Центральная избирательная комиссия РК.
Замечу, что в декабре 2020 г. проводить выборы по Конституции было нельзя категорически, так как сразу после истечения пятилетнего срока, уже в апреле 2020 г. избранное должностное лицо оказалось бы нелегитимным, с вытекающими отсюда последствиями. Можно было бы провести выборы в декабре 2019 г., чуть раньше истечения срока полномочий, но это все равно было бы досрочное проведение (до истечения 5-ти лет). Так зачем, как говорится, «тянуть кота за хвост»? Назначение выборов на 9 июня — более лучший, тем более летний вариант.
Итак, проведение внеочередных выборов главы государства целесообразно для установления прочной юридической связи главы государства с источником государственной власти — народом, назначение их правомерно, при этом выбран более оптимальный ускоренный срок, исключающий затягивание решения многих производных вопросов.
И еще. Как отметил Первый Президент, мир вступает «в четвертую промышленную революцию» и кто промедлит, тот окончательно отстанет, а перед Казахстаном поставлены амбициозные задачи по вхождению в 30 наиболее развитых стран мира.
Страна должна продолжить активную реструктуризацию экономики и борьбу с коррупцией, развитие науки и техники, высоких технологий, модернизацию государственного аппарата, развитие человеческого капитала, укрепление взаимовыгодного международного сотрудничества и разумной, прагматичной многовекторной политики. Медлить нельзя. В наших условиях, все эти и многие другие задачи должен решать второй Президент при поддержке Основателя государства.