Автором актуальных, проблемных работ по внесудебным механизмам защиты прав человека, институту уполномоченного по правам человека (омбудсмена) является профессор Башимов М.С. Проведенный им в работах сравнительно-правовой анализ развития института омбудсмена в странах СНГ, Республике Казахстан давал основание утверждать, что при сохранении и развитии всех имеющихся инструментов и способов защиты прав человека и гражданина, важным становится развитие такого дополнительного механизма защиты прав человека, каким является институт омбудсмена. И что историко-сравнительный анализ института омбудсмена свидетельствует о том, что существовавшие ранее механизмы защиты прав и свобод не в должной мере удовлетворяли потребностям защиты гражданина от произвола чиновников и создание института омбудсмена было ответной реакцией общества на рост административных функций государства и несовершенство административной системы. Омбудсмен получил законодательное и общественное признание в государствах с различными формами правления из-за общности проблем, с которыми сталкиваются страны, таких как необходимость защиты прав человека, падение авторитета власти, бюрократизация управления и т.д. Формирование института всегда было связано с национальными, конституционными особенностями той или иной страны, несовершенством иных форм методов охраны индивида, действующих в государствах.
И несмотря на наличие разнообразных моделей омбудсмена он указывал на необходимость его единого определения как независимого, деполитизированного специального институт государства и гражданского общества по защите прав человека и гражданина с контрольными, надзорными или контрольно-надзорными полномочиями, обладающего гибкостью и способностью приспосабливаться к различным социально-политическим условиям, не изменяя своей природы. Главная задача деятельности омбудсмена – защита прав и свобод граждан. И это определяло омбудсмена как элемент системы охраны правопорядка в широком смысле, существующего наряду с парламентским, судебным, административным и иными формами контроля и надзора. В омбудсмене гражданин должен был видеть независимое должностное лицо, стоящее на защите его прав и не связанное отношениями служебной подчиненности с государственной властью. Наиболее важными признаками института омбудсмена являлись его функциональное назначение и решаемые задачи. Поэтому принадлежность омбудсмена к исполнительной или законодательной ветви власти не могло рассматриваться как его определяющая характеристика.
Он указывал, что в юридической научной литературе отсутствует единство взглядов в понимании сущностных характеристик института омбудсмена. Омбудсменами нередко называют институты, построенные по типу омбудсмена или основанные на идее омбудсмена. За отправную модель берется классическая концепция омбудсмена (Швеция и североевропейские страны). Большинство государств пошли по этому пути, назначая парламентских омбудсменов. Среди них есть омбудсмены, которые подотчетны парламентам, но в последнее время появились такие страны, где омбудсмены независимы и не подотчетны никому. К этим странам, например, относится Россия. Парламент только назначает омбудсмена, а дальше Уполномоченный по правам человека, неподотчетен Парламенту, он только по окончании календарного года направляет доклад о своей деятельности Президенту, в Парламент, суды (Конституционный, Верховный, Арбитражный) и Генеральному прокурору. Многие государства учредили службы исполнительных омбудсменов. Во Франции он назначается правительством. Но не административная сущность выполняемых французским медиатором функций не позволяет отнести его к исполнительной ветви власти. Появились омбудсмены, назначаемые на основании законов главами государств, президентами (Ирландская Республика, Республика Кипр, государства Содружества наций). Потребовалось принятие Организацией Объединенных Наций в 1993 году Парижских принципов, которые стали служить критерием оценки эффективности функционирования создаваемых национальных учреждений по правам человека в различных странах. Национальные независимые учреждения, созданные не в соответствии с Парижским принципами, не считались независимыми и демократичными, и не пользовались достаточным доверием международного сообщества. Парижские принципы определяли, что институт омбудсмена должен быть создан в соответствии с Конституцией. Результаты контрольных мероприятий омбудсмена направлены на реализацию прав граждан и исправление нарушений в функционировании государственной администрации. Достижения этого омбудсмен добивается используя арсенал средств, специфичных только для омбудсмена. Он использует методы убеждения, критики, гласности. Рекомендации омбудсмена высоко оцениваются во всех государствах, потому что они являются результатом социального анализа функционирования системы государственного управления. Деятельность уполномоченного по правам человека в любом государстве имеет широкий общественный резонанс. Чиновники всех уровней боятся попасть в доклад омбудсмена. Такая тенденция имеет место и в странах СНГ и Балтии, что подтверждается анализом докладов и высказываний самих омбудсменов. В цивилизованных странах одно только упоминание омбудсменом имени чиновника или организации, нарушивших права человека, может стоить чиновнику карьеры, а организации – падение его авторитета.
Анализ показывает, что во всех государствах омбудсмены выполняют свои функции неформально, хотя они входят в систему формального юридического контроля. Для человека способ его работы более понятен и прост, к тому же бесплатен. Помощи уполномоченного по правам человека в Казахстане, странах СНГ и Балтии он меньше всего боится. Деятельность омбудсмена более демократична по сравнению с другими органами, осуществляющими защиту граждан. Увеличение год от года количества обращений к омбудсменам подтверждает это.
Башимов М.С. указывал, что в соответствии с конструкцией Указа Президента Казахстана, законов стран СНГ и Балтии омбудсмены не располагают императивными правовыми средствами воздействия на соответствующие государственные органы. В перспективе по мере развития государственного правозащитного института омбудсмена ему может быть передан ряд надзорных функций за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.В пользу этого свидетельствует международная практика тех стран, где получила развитие сильная модель данного института с широкими контрольно-надзорными функциями.
Кроме того, важным является, считал он, что большинство стран мира в целях организации более эффективной работы государственных правозащитных институтов идут по пути учреждения специализированных уполномоченных по правам человека.
Учреждение института омбудсмена в Республике Казахстан дополняет государственные правозащитные институты и положительно сказалось на защите прав и свобод человека и гражданина.
Башимов Т.М.