В эпоху активного использования современных технологи и Интернета очень сложно противостоять тому, чтобы люди меньше пользовались гаджетами и социальными сетями. Куда труднее убедить в необходимости отказаться от телефонов, планшетов и телевизоров детей, а все потому, что современный рынок медиа буквально завален разного рода контентом: от секундных детских песен, до часовых страшилок. Но задумывались вы о том, какое влияние оказывают все эти достижения мультипликаторов на неокрепшие сознание и психику малышей?
На заре независимости, когда тот же телевизор в среднестатистической казахстанкой семье считался роскошью, а телефон и вовсе являлся вещью из ряда недосягаемых, дети были особо увлечены уличными играми. Но потом, с приходом в жизнь цифровых технологий, мальчики и девочки удобно разместились перед голубыми кинескопами, а еще позже приковали свои взоры к маленьким экранам гаджетов. И понятно, что мало кто из них обращал тогда внимание на возрастные ограничения: 0+, 6+, 12+ и 18+. Мало кто смотрит на эти приписки и сейчас. В итоге мы получаем незавидную картину: малыши и школьники потребляют информацию, опасную для их развития. Агрессия, нецензурные слова, неадекватное поведение героев – это только малая часть того «добра», что доносится из экранов.
В прошлом году представители ЮНИСЕФ совместно с сотрудниками министерства просвещения Казахстана провели исследование Kazakhstan Kids Online и пришли к выводу, что 45% детей подключаются ко Всемирной паутине уже в возрасте 5-8 лет, а 5% малышей – и того раньше. Эксперты отмечают, что не всегда Интернет – зло, так как несет собой образовательную составляющую и, если пользоваться ресурсами правильно, то ничего плохого в виртуальной реальности нет. Но при этом нужно помнить, что риски существуют всегда. Элементарный клик по сторонней ссылке может сыграть злую шутку, тем более на фоне деятельности мошенников, педофилов и кибербуллинга. Это, если мы говорим о социальных сетях. Что касается самого контента тех мультфильмов и роликов, что смотрят современные дети, то там ситуация не менее аховая: качество информации желает лучшего, да и подается она порой отнюдь не с познавательной и полезной стороны. И здесь возникает мысль о необходимости улучшения национального контента: будь то мультфильмы, или полнометражное кино. А для того, чтобы выпустить конкурентный продукт необходимо знать, какие жанры предпочитают дети, в каких цветовых гаммах, какой продолжительностью. К сожалению, так сложилось, что секундные ролики выиграли битву за внимание школьников. А нежелание критически мыслить, анализировать потребляемую информацию, к примеру, подростками приводит к серьезным последствиям для их развития. Проще говоря, важность создания качественного, безопасного и познавательного контента с учетом возраста потребителя весьма очевидны. Примерно к аналогичным выводам пришли и представители НАО «Казахстанский институт общественного развития», после проведения исследования по анализу потребляемого казахстанскими детьми контента. В рамках исследования основное внимание было уделено изучению материалов, публикуемых в популярных социальных сетях, таких как Instagram, TikTok и YouTube для того, чтобы выяснить, какие информационные форматы привлекают внимание маленьких жителей страны. Анализ контента показал, что в Instagram преобладают аккаунты на казахском и русском языках, причем английский язык используется незначительно. В TikTok наблюдается большее разнообразие языков, включая казахский, русский и английский, однако основной контент идет все же на русском языке. YouTube-каналы также предпочитают использовать казахский и русский языки, что отражает языковые и культурные предпочтения казахстанской аудитории. Такая лингвистическая диверсификация подчеркивает важность создания местного контента, соответствующего языковым и культурным особенностям страны. При этом отмечалось, что для удовлетворения интересов молодого поколения Казахстана необходимо развивать местные медиа-проекты и продвигать казахстанский контент на международном уровне. Такой подход способствует не только культурному обогащению детей, но и формированию их идентичности в условиях глобализации.
Одним из ключевых этапов в обеспечении безопасности детей является установление нормативных документов, которые контролируют доступ к определенным видам информации. В 2018 году Глава государства подписал закон о защите детей от информации, которая может нанести вред их здоровью и развитию, с целью определения механизмов защиты детей от негативной информации. В нем дается определение тому, что такое вредная информация. По идее, это любая информация, в том числе в виде изображений, текстов, аудио- и видеоматериалов, которая может нанести вред здоровью и развитию детей, включая материалы сексуального, насильственного, экстремистского, наркотического и иного негативного содержания. Но самое главное, что закон предусматривает меры запрета и ограничения доступа детей к вредной информации, включая контроль за содержанием интернет-ресурсов, телевизионных программ, кинофильмов, а также регулирование деятельности издательских организаций и медиа, а также устанавливает ответственность за нарушение правил защиты детей от вредной информации как для физических, так и для юридических лиц. Нарушители могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Однако нужно понимать, что принятие документов на государственном уровне не освобождает взрослых от ответственности. На плечах пап и мам лежит бремя обязательства относительно того, какой контент потребляют их чада. Родительский контроль при использовании гаджетов детьми играет критическую роль в обеспечении их безопасности и здоровья, а также в формировании положительных привычек и навыков. Установка правил и ограничений с использованием родительского контроля помогает взрослым учить сыновей и дочерей ответственному и безопасному использованию технологий. Это также помогает сформировать ценности семьи относительно времени, проведенного в сети, и цифровой грамотности. В целом, упомянутый инструмент контроля является необходимым элементом для обеспечения безопасности и здоровья детей в цифровом мире. Он помогает родителям следить за активностью детей в Интернете, устанавливать правила и ограничения в соответствии с их возрастом и зрелостью, а также обучать их ответственному поведению в онлайн-среде.
Защита детей от вредной информации требует комплексного подхода, который включает в себя законодательные меры, технологические решения, образование и психологическую поддержку. Только таким образом мы сможем обеспечить безопасное и здоровое развитие наших детей в современном цифровом мире.
Анастасия Михайловна