В настоящее время в Казахстане развитию и поддержке предпринимательства уделяется много внимания. Вопросы поддержки и стимуляции бизнеса являются актуальными, ведь увеличивается не только расширяются сферы предпринимательства, но и охват поддержки в виде различных государственных программ, национальных проектов и т.п. Но вместе с тем, существуют препятствия для полноценной реализации концепции «Слышащего государства», для формирования открытости и прозрачности проводимыхреформ.
На данный момент действует множество государственных программ, нацеленных на поддержку предпринимательской деятельности: «Дорожная карта бизнеса — 2025» (далее — ДКБ), «Государственная программа индустриального-инновационного развития Республики Казахстан на 2020-2025 годы», Национальный проект по развитию агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2021-2025 годы (далее — АПК), которые преследуют глобальные долгосрочные и благие цели, такие как: обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства, а также поддержка действующих и создание новых постоянных рабочих мест, увеличение активно действующих субъектов предпринимательства, обучение основам предпринимательства, выделение безвозмездных грантов на поддержку новых бизнес-идей, поддержка и развитие конкурентоспособной обрабатывающей промышленности, увеличение экспорта продукции АПК, продовольственное обеспечение социально-значимыми товарами и др.
Но внедрение большинства программ напрямую связано с концепцией «слышащего государства», направленной на создание современного и эффективного государства.
Впервые некоторые элементы этой концепции были обозначены в Послании Главы государства народу Казахстана К-Ж. Токаева от 2 сентября 2019 года: «Конструктивный диалог — основа стабильности и процветания Казахстана», где было сказано о том, что политическая реформа «Сильный Президент — Влиятельный Парламент — Подотчетное Правительство» сможет воплотить в жизнь принцип «слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан.
Также, в Указе Президента Республики Казахстан от 27 августа 2020 года за № 390 «Об утверждении Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан» указано, что результатами успешно реализованной концепции станет внедрение принципов модели «слышащего государства», доступность органов государственной власти для граждан и институтов гражданского общества.
Исходя из этого, можно заключить, что принцип «слышащего государства» связан со свободным доступом к коммуникациям с властью, со механизмом обратном связи, не робототизированным подходом к решению вопросов, а также улучшении качества сервиса предоставляемых государственными органами гражданам.
Концепция «Слышащего государства» предполагает, что государство должно активно слушать и учитывать мнения и потребности своих граждан при принятии решений. Это означает, что власть должна быть открытой и доступной для общественности, а процессы принятия решений должны быть прозрачными и учитывать множество точек зрения.
Такое отношение должно быть и по отношению к предпринимателям, как опоре в экономике Казахстана. Но на пути реализации глобальной концепции «Слышащего государства» возникает ряд проблем, препятствующих прогрессивному развитию коммуникаций между государством и предпринимателями, ведущих к формализации таких отношений, взаимному непониманию, бюрократии и даже коррупционным проявлениям.
В связи с этим, необходимо рассмотреть какие проблемы на сегодняшний день самые актуальные и требуют незамедлительного решения.
Так, национальная палата предпринимателей в рамках проведения рейтинга «Деловой климат» сделала независимое исследование условий ведения бизнеса. По результатам выявилось, что основными проблемами при взаимодействии предпринимателей с государственными органами являются бюрократия, коррупция и большие сроки рассмотрения документов.
И в этой связи, Правительство Казахстана придерживается и усиливает работу в части концепции открытого правительства и усиливает процессы общественных консультаций. Но реализация концепции «Слышащего государства» должен иметь целостный подход, с вовлечением общественности в реализации своей политики. В управлении средствами массовой информации, особенно в условиях возрастающего влияния социальных медиа, правительство неизбежно осознает, что суть взаимодействия также важна, как ее форма и восприятие взаимодействия.
В основном вышеупомянутые государственные программы неоднократно пролонгировали, то есть программы нацеленные на поддержку предпринимательства были приняты в 2010 году (была 1-пятилетка 2010-2015 гг., 2-пятилетка 2015-2020 гг.) и сейчас реализуется 3-пятилетка. Но вопрос эффективного освоения выделенных средств, к примеру в рамках «ДКБ — 2025» остается открытым. При дальнейшей эффективной и слаженной работе в структуре государственного аппарата, концепция «Слышащего государства» будет в полной мере реализована.
Изменения государственного развития, модели управления и ее эффективность отражаются, как результат, на уровне ее социального прогресса. Соответственно, благополучие предпринимателей, удовлетворенность отдельных социальных групп является отражением государственного развития и эффективности ее Правительства.
Реализация концепции «слышащего государства» продолжается при помощи цифровых технологий, которые, по идее, должны исключить соблазн государственных органов к формализму и отпискам.
В целом, Концепция «слышащего государства» стала одним из значимых элементов политики Президента Касым-Жомарта Токаева и играет важную роль в построении Нового справедливого Казахстана.
Кайрат Коканов