В свете реформирования судебной системы в Казахстане продолжают осуществляться реформы, в том числе, направленные на внесение изменений в архитектуру судебных инстанций.
Основная цель проводимой реформы — повысить эффективность каждой судебной инстанции. Проводимые реформы, в свою очередь, приведут к повышению качества отправления правосудия и уровня доверия граждан к судам.
Внесенные изменения в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» направлены на исполнение поручений Главы государства, озвученных в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2022 года «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество».
Одним из таких поручений является создание самостоятельной кассационной инстанции.
Верховным Судом Республики Казахстан проведен ряд встреч по обсуждению инициативы Президента с представителями юридической и научной общественностью, нотариата, бизнес-сообществами, государственными органами и международными организациями, в ходе которых, поступило множество предложений по совершенствованию кассационного пересмотра судебных актов.
Положительную оценку получила модель, предполагающая создание в городе Астана трех кассационных судов: по уголовным, гражданским и административным делам.
Новые суды начнут свою работу с 1 июля 2025 года. Кассационным судам будут переданы следующие полномочия: рассмотрение судебных дел и материалов в качестве суда кассационной инстанции; изучение судебной практики и по итогам ее обобщения рассмотрение вопросов соблюдения законности при отправлении правосудия нижестоящими судебными инстанциями; осуществление других полномочий предусмотренных законом.
Кассационные суды и их штат судей будут утверждены Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда, согласованному с Высшим Судебным Советом.
Судьей кассационного суда может стать гражданин, отвечающий требованиям пункта 1 статьи 29 Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», имеющий стаж работы по юридической профессии не менее восемнадцати лет или стаж работы судьей не менее восьми лет, в том числе не менее трех лет стажа работы судьей областного суда.
Нововведения затронут все виды судопроизводства, предлагается введение единых правил обращения и пересмотра судебных актов.
При функционировании новой модели кассационных судов, дела будут передаваться на рассмотрение коллегии без предварительного отбора, по примеру апелляционной инстанции.
Таким образом институт предварительного рассмотрения упраздняется, в дальнейшем будет применен механизм «сплошной» кассации по делам.
«Сплошная» кассация означает, что принесение жалобы лицами, участвующими в деле, влечет возбуждение кассационного производства и рассмотрение дела судом кассационной инстанции с вызовом сторон и проведением судебного заседания.
Подобная форма судопроизводства имеет место в системе национального права, к примеру, подобная модель пересмотра судебных актов нашла свое отражение в административной юстиции. Согласно нормам АППК, кассационные жалобы, ходатайства и протесты на судебные акты по административным делам рассматриваются судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Республики Казахстан.
Одним из плюсов реформы – снижение загруженности Верховного Суда по рассмотрению дел в кассационной инстанции.
Грядущие изменения коснутся и Верховного Суда Республики Казахстан, который остается высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным местным и другим судам, в предусмотренных законом случаях рассматривает отнесенные к его подсудности судебные дела и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Таким образом, с введением кассационных судов Верховный Суд передает полномочия по пересмотру судебных актов в кассационном порядке новым судам, и будет сфокусирован на действиях по обеспечению единообразия судебной практики, принятия научно обоснованных Нормативных постановлений по разъяснению проблем судебной практики.
Предлагаемый механизм позволит безболезненно упразднить институт представления председателя Верховного Суда.
Стоит отметить, что пересмотр судебных актов будет возможен в Верховном Суде, по представлению судьи данного суда, но в исключительных случаях, если судебные акты приняты местными и кассационными судами вразрез судебной практики, в интересах развития права.
Создание самостоятельной кассационной инстанции является важнейшим вектором для повышения качества отправления правосудия и доверия граждан к судам.
Альберт Халелов
Судья Бурлинского
районного суда
Западно-Казахстанской
области