Институциональная система противодействия легализации преступных доходов (отмыванию денег) в Республике Казахстан

Противодействие легализации преступных доходов (отмыванию денег) является одним из важнейших направлений противодействия преступности.
Ежегодно преступные сообщества получают огромные суммы доходов от различных видов преступной деятельности, в первую очередь от совершения таких тяжких и особо тяжких преступлений как незаконный оборот наркотических средств, торговля людьми, торговля оружием. Согласно отчету Управления по наркотикам и преступности ООН совокупный размер отмывания доходов составляет от 2 до 5 % мирового валового продукта. При этом замораживается и конфискуется правоохранительными органами менее 1% преступных доходов, легализуемых через мировую финансовую систему.
Преступные доходы создают материальную базу для совершения новых преступлений, способствуют росту теневой экономики, выводу капитала, повышению уровня коррупции, пропаганде преступного образа жизни.
Следовательно, пресечение возможности легализации преступных доходов является важнейшим фактором экономической, политической, социальной стабильности государства.
При этом транснациональный характер таких видов преступной деятельности как незаконный оборот наркотиков, торговля людьми, коррупция делает их глобальной угрозой для всего мирового сообщества. Деятельность по противодействию данным преступлениям, в том числе отмыванию преступных доходов, выходит за рамки отдельных государств и требует взаимодействия на международном уровне.
Не случайно, вопросы противодействия отмыванию денег (далее – ПОД) регламентируются целым рядом международных правовых актов (Конвенциями ООН, Евросоюза и др.), а для выработки единых стандарты в данной сфере в 1989 году была создана Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF).
Несоблюдение указанных международных стандартов, отказ от сотрудничества приведет к ухудшению имиджа страны, инвестиционного климата, а в самом худшем случае – к применению санкций экономического характера (в случае включения в публичное заявление ФАТФ).
С момента обретения независимости Республикой Казахстан проводилась систематическая работа по имплементации норм международного права в национальную правовую систему, в том числе и в сфере противодействия отмыванию денег.
Первым шагом криминализации отмывания денег в Казахстане стало введение в 1995 году в Уголовный Кодекс Казахской ССР от 22 июля 1959 года (далее – УК КазССР) статьи 165-5 «Использование денежных средств и иного имущества, приобретенных или добытых преступным путем, для занятия предпринимательской или иной не запрещенной законом деятельностью».
Первый Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года (далее – УК РК 1997) включил статью 193 «Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем».
В отличие от статьи 165-5 УК КазССР статья 193 УК РК 1997 более детально раскрывала содержание объективной стороны преступления отмывания денег, включив в нее такие действия как совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами и имуществом, а также их использование для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Следующий этап криминализации отмывания денег связан с принятием в 2014 нового Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года (далее – УК РК), предусматривающего ответственность за данное деяние в статье 218. На сегодняшний день в данной статье в значительной степени имплементированы требования международных стандартов в сфере ПОД/ФТ.
Важными этапами формирования институциональной структуры ПОД/ФТ в Казахстане стали создание в соответствии с требованиями Рекомендации 29 ФАТФ подразделения финансовой разведки (далее – ПФР) и принятие Закона о ПОД/ФТ.
В 2008 году постановлением Правительства РК от 24 апреля 2008 г. № 387 был создан Комитет по финансовому мониторингу Министерства финансов (далее – КФМ) на который были возложены основные задачи и функции ПФР включая сбор, запрашивание, обработку и анализ информации, а также передачу в национальные компетентные органы материалов финансовых расследований, проводимых на основе анализа сообщений о подозрительных операциях и сведений из других источников.
В 2021 году Указом Президента от 28 января 2021 г. № 501 КФМ функции и полномочия КФМ переданы созданному Агентству по финансовому мониторингу (АФМ) – государственному органому, непосредственно подчиненному и подотчетному Президенту Республики Казахстан. АФМ осуществляет руководство в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию экономических и финансовых правонарушений, отнесенных законодательством Республики Казахстан к ведению этого органа.
На сегодняшний день институциональная структура ПОД/ФТ в Казахстане включает целый ряд министерств и органов исполнительной власти, судебные, правоохранительные и специальные органы.
В пределах своей компетенции государственные органы Республики Казахстан, осуществляют контроль за соблюдением субъектами финансового мониторинга законодательства Республики Казахстан о ПОД/ФТ. Кроме того, контрольные функции в данной сфере возложены на некоммерческие организации, представляющие интересы отдельных субъектов финансового мониторинга: Международный финансовый центр Астана, Нотариальная палата, Палата аудиторов, Ассоциация Букмекеров и Тотализаторов, Республиканская коллегия юридических консультантов.
На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что на несмотря на наличие отдельных проблем на сегодняшний день Республикой Казахстан сформирована нормативно-правовая база, создана институциональная структура в сфере ПОД/ФТ.
Действующая редакция статьи 218 УК РК охватывает практически все виды деяний, образующих «отмывание» денег согласно международным стандартам.
АФМ как основной элемент функционирования казахстанского режима ПОД/ФТ, имеет в своем распоряжении значительный объём данных, использует современные технологии и высокий уровень автоматизации процессов для определения приоритетности, инициирования и содействия в расследованиях дел, осуществляемых правоохранительными и специальными государственными органами.
По результатам прохождения Республикой Казахстан в 2023 году процедуры взаимной оценки экспертами Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) отмечено, что Республика Казахстан достигла значительного прогресса в выстраивании эффективной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ, законодательство Республики соответствует либо в значительной степени соответствует большинству требований Рекомендаций ФАТФ.

Нугманов Р.Р.
Академия правоохранительных
органов при Генеральной
прокуратуре Республики
Казахстан