Суициды среди детей и подростков. Кто виноват и как быть?

В прошлом году, согласно данным, опубликованным на сайте по правовой статистике, было зарегистрировано 114 уголовных дел по статье «Доведение до самоубийства» (в отношении несовершеннолетних). В 2023 году этот плачевный показатель составлял – 44. Получается за один год цифра увеличилась в более 2,5 раза. Самое страшное, что за этой сухой статистикой – трагедии не только отдельно взятой семьи, но и страны, в целом. Главный вопрос, который возникает на фоне упомянутых данных, – почему несовершеннолетние казахстанцы прощаются с жизнью? Как родителям распознать тревожные звонки и предпринять соответствующие меры? Достаточно ли школьные психологи проводят профилактическую работу среди учащихся? Нужны ли ужесточающие требования по использованию детьми и подростками Всемирной паутины на государственном уровне? Какова мировая практика по недопущению негативных сценариев?

По мнению психологов, публикующих свои мысли в открытых источниках, причины суицидов среди детей и подростков могут быть различными, и часто они являются результатом сочетания нескольких факторов. Здесь можно сказать о психологической составляющей, связанной с депрессией, тревожными расстройствами, проблемами с самооценкой. Конфликтные ситуации в семье тоже нередко могут выступать триггером для необдуманных поступков несовершеннолетних. Бывает, что на фоне скандалов, развода родителей, пережитого насилия ребенок решает свести счеты с жизнью, считая себя «лишним элементом» или обузой для взрослых, хотя в реальности такие мысли абсолютно не имеют под собой здравого смысла, однако ввиду психоэмоциональной незрелости молодого организма выдуманные идеи зачастую выступают подпиткой на пути к трагедии. Буллинг (травля) среди сверстников – неменьшее зло, чем непонимание и трудности в семье. Насмешки, оскорбления со стороны школьных или дворовых товарищей зачастую толкают к импульсивным деяниям. В современном мире, когда социальные сети буквально заполонили пространство, медиавлияние и интернет-контент тоже являются причинами самоубийств: выполняя ли команды в играх, подражая ли героям аниме и сериалов.

– Согласитесь, термин «Детский (подростковый) суицид» по сути и значению очень страшный, – говорит психолог-консультант из Астаны Айбек Сидиков. – В нашем обществе к этой теме не любят подходить здраво, рационально, вооружившись научными или просто адекватными представлениями и знаниями. К сожалению, учебные заведения в случае трагедий используют тактику «голову в песок». Сначала – формальные отписки, шаблонные комментарии, а через 2-3 дня после потрясения все возвращаются к своим делам. А ведь школа 100% охватывает всех детей, верно, ведь? В образовательном учреждении ребенок проводит в день в среднем не менее 5-6 часов. Там закреплены штатные психологи, соцпедагоги, классные руководители. Как вы думаете, сколько случаев по предотвращению попыток самоубийств? Есть ли такая статистика? Я не про количество проведенных якобы профилактических мероприятий, которые из года в год лишь дублируются, а про реальную помощь.

По мнению спикера, непростительную безответственность по отношению к детям проявляют и в семьях.

– Мы, взрослые, ответственны за детей. Ребенок растет и проходит стадию взрослея через подростковые кризисы. В таких случаях он более чувствителен к внутренним переживаниям (причина всегда внутренние переживания и сильнейшие эмоции, а спусковым механизмом может служить абсолютно любой фактор). Вы думаете сейчас в семьях сохранились культура и традиция открытого и доверительного общения? Или каждый живет своей жизнью, точнее своим смартфоном. Посмотрите на семью из пяти человек. Там в среднем есть 6-7 гаджетов. Родители считают, что их функция как родителей, – это обеспечить базовыми потребностями: еда, кров, одежда, сон (почти как 1000 лет назад) и все! – добавляет психолог-консультант.

На фоне регулярной занятости взрослых, последние зачастую не замечают суицидальные настроения своих чад. Хотя, как считают специалисты, распознать первые звоночки можно даже в быту. Мы говорим об изменениях в поведении (апатия, раздражительность, замкнутость). Фразы-якори: «Мне все равно», «Я никому не нужен» или «Лучше бы меня не было» могут сигнализировать о депрессивном состоянии ребенка. Отказ от общения, проблемы с успеваемостью в школе, колледже, активный поиск информации о способах совершения самоубийств – все это лишь малая часть так называемых красных флагов, на которые стоит обратить внимание взрослым.

– Нужно понимать, что есть большая разница по поводу того, где совершается трагедия: в городе или сельской местности. Факторы и причины могут быть разными. А в какое время чаще всего случалось? А в какие дни недели (месяцы)? А можно сказать, что есть портрет человека, входящего в группу риска? И у ответственных лиц (у той же школы) есть ли четкий алгоритм, как наблюдать и оказывать психологическую поддержку тем, кто находится в числе потенциальных самоубийц? Я до сих пор помню, как однажды на стол директору один школьный горе-психолог положил отчет, «состряпанный» на основании анонимного анкетирования только в одном классе. Так директор сразу назвала детей «ходячими самоубийцами» и больше боялась за свое место, которое покинет, если в школе случится трагедия. И тем самым девальвировала все внутренние переживания детей. Нам нужно признаться, что нет точных, объективных данных за всю историю суицидов в современном Казахстане за годы независимости. Это значит, сложно говорить, как меняется «рельеф» или карта факторов и причин, способных повлиять на психику детей, – считает Айбек Сидиков, добавляя, что социальные сети оказывают не неокрепшее психологическое сознание самое негативное влияние.

Самое страшное, как верно замечает спикер, что за годы суверенитета в стране не проводилось глубокое исследование относительно детского, подросткового суицида. На фоне имеющейся статистики ясно, что проблема весьма серьезная и требует детального рассмотрения.

– Здесь возникают рад логических вопросов: кто из нас обязан учить детей справляться с трудностями, кто может помочь им в формировании личной психологической гигиены? Дети предоставлены сами себе – вот одна из больших фундаментальных проблем. В окружении этих проблем, трудностей и вызовов, которыми так полна наша жизнь, ребенок и пытается обратить на себя внимание: словами, поведением, действиями. Мол, «дорогие, любимые взрослые, посмотрите на меня!». Задолго до часа «Х» ребенок отчаянно подает сигналы. А наше общество слепо и глухо (чаще всего сердцем и душой) не умеет считывать эти сигналы, настройки на прием сбиты. Нет единой формулы или универсального совета по поводу того, как поступать и что делать. Мне кажется, что, если эту тему начнут чаще освещать в СМИ, говорить о ней открыто, финансировать исследования, то, возможно, ситуация сдвинется с мертвой точки. И, наконец, взрослые задумаются о психологическом благополучии, о таких понятиях как «цифровая нагрузка», эмоциональная безопасность, возрастные кризисные стадии, научатся читать и считывать тревожные сигналы, вести беседы открыто и создавать безопасную среду общения. Все это, думаю, послужит фундаментом для формирования иммунитета от различных воздействий, – резюмирует собеседник.

Отметим, что в 2023 году в рамках исполнения поручения Главы государства Касым-Жомарта Токаева в Казахстане был утвержден Комплексный план по защите детей от насилия, превенции суицида и обеспечению их прав и благополучия на 2023 – 2025 годы. Важно понимать, что за годы независимости нашей страной ратифицировано 15 международных документов и первым из них стала Конвенция о правах ребенка. Все ее статьи сегодня имплементированы в законодательные акты страны. Принято свыше 45 нормативных правовых актов, регулирующих права детей. Упомянутый Комплексный план – это еще один документ, нацеленный на реализацию прав несовершеннолетних, профилактику и коррекцию суицидального поведения.

В соответствии с принятым Законом РК, направленным на защиту прав женщин и безопасность детей, в июне прошлого года были введены новые нормы, усиливающие ответственность за любые формы насилия в отношении детей. Законодательно установлены функции контакт-центра «111», а также определены статус и полномочия регионального уполномоченного по правам ребенка. Кроме того, введена административная ответственность за буллинг: если его совершают школьники в возрасте 12-16 лет, наказание несут родители, а если нарушитель достиг 16 лет, ответственность ложится на него самого.

Суициды среди детей, подростков и взрослых – проблема не отдельно взятой страны, но и многих государств мира. Каждое государство внедряет свои профилактические меры. В Японии, например, особое внимание уделяется просвещению, а также организации психологической помощи в школах. Государство активно работает с семьями и школами, чтобы снизить уровень стресса среди подростков. В Швеции существует множество программ по профилактике психических расстройств и кризисных ситуаций среди молодежи, включая линии доверия и доступность психотерапевтов. В некоторых штатах в США для подростков организованы «горячие линии» для консультаций по психическому здоровью, а также проводится активная работа с семьями. В школах действует программа антибуллинга.

Ключевым моментом в решении проблемы суицидов среди детей и подростков является комплексный подход, включающий психосоциальную поддержку, обучение, профилактику и контроль со стороны общества и государства.

Алия Даурембекова