
Предупреждение преступности продолжает относиться к числу наиболее актуальных вопросов в мировом сообществе.
Ряд государств (США, Великобритания, Германия, Бельгия, Франция, Дания, Австрия, Швеция, Канада и др.) достигли определенных успехов в предупреждении преступности, что свидетельствует о наличии соответствующего опыта у этих стран.
Основные результаты анализа зарубежной практики в данном направлении следующие.
Во-первых, наличие законов и программных документов, специально предназначенных для предупреждения преступности. К примеру, в США:
- в 1970 г. принят Закон о контроле над организованной преступностью, предусматривающий систему мер по пресечению подлежащих федеральной судебной юрисдикции следующих категорий преступлений: убийства, грабежи, взяточничество, мошенничество и другие;
- в 1976 г. принят Закон о контроле над преступностью, регламентирующий такие направления предупреждения преступности, как меры по борьбе с так называемым «отмыванием» криминальных денег, защитой денежных знаков от подделок, меры предупреждения жестокого обращения с детьми, исправительная система для несовершеннолетних преступников, совершенствование уголовного наказания, его ужесточение, расширение системы наказания, незаконного обращения с оружием и др.;
- в 1980 г. принят Закон о всеобъемлющей борьбе с преступностью, предусматривающий реализацию комплексных мер борьбы с различными видами преступности: преступностью несовершеннолетних, компьютерной преступностью, преступностью в сфере незаконного оборота наркотических средств и др.;
- в 1984 г. принят Закон об усилении борьбы с преступностью, в котором предусмотрены ужесточение наказания, расширение применения смертной казни и развернутая система профилактических мер;
- в 1984 г. принят Закон о борьбе с насильственной преступностью, в котором предусмотрено создание совета «унция превенции» по вопросам разработки проектов программ по предупреждению преступности для штатов, общин и других государственных и общественных организаций. В составе Совета представлены министры юстиции, труда, финансов, образования и др.
Кроме принятия законов в рассматриваемом направлении, обращает на себя внимание разработка и утверждение различных руководящих документов в виде государственных программ, концепций и др.
Так, еще в 1989 г. в США была принята Программа «Стратегия национального контроля над наркотиками», предусматривающая широкий комплекс мер по предупреждению наркотизма, осуществляемых правоохранительными органами, от федеральных до муниципальных. В основе Программы были многолетние научные исследования американского института федерального правительства по наркомании, обширных статистических данных, сбор и публикации которых были признаны лучшими в этой стране.
Предупреждение преступности в США осуществляется на двух уровнях: общегосударственном (через правительственные программы борьбы с преступностью, решение вопросов координации, планирования контроля, финансирования и т.д.) и на региональном (проведение профилактической деятельности на уровне штатов путем принятия местных программ, организация предупредительной деятельности силами полиции, органов юстиции и местного населения одного штата).
Представляет интерес и разработанная в США в 90-е годы ХХ столетия Концепция так называемого восстановительного правосудия, согласно которой в воспитании правонарушителя приоритетное значение имеет его позитивное характеризующее социальное окружение, а не органы полиции. Что касается последних, то их усилия также больше направлены на предупреждение преступлений, а не на реагирование на совершенное преступление. Это подтверждается работой американских полицейских, которые регулярно осуществляют патрулирование улиц, проводят активную разъяснительную работу среди граждан по недопущению совершения преступлений в общественных местах, взаимодействуют с населением на предмет получения информации о правонарушителях и преступниках.
В Великобритании также были приняты специальные законы, направленные на охрану прав и обеспечение защиты жертв преступлений. В частности, данными законами были созданы необходимые организационные основы и материально-технические условия помощи жертвам преступлений.
В другой европейской стране — Германии деятельность по предупреждению преступности регламентирована Уголовно-процессуальным кодексом этой страны и законами о полиции каждой из 16 земель федерации.
Во-вторых, кроме специальных законов большую роль играют граждане, которые оказывают помощь правоохранительным органам в предупреждении преступности. Так, общественность США оказывает полиции помощь в противодействии преступности. Одна из эффективных форм взаимодействия – несение гражданами пешей патрульной службы. К примеру, на взаимовыгодных условиях к патрулированию привлекаются студенты. За 90 часов патрулирования полицейский департамент оплачивает их годовое обучение в колледже. Только в американской столице – Вашингтон в конце ХХ века насчитывалось около 286 патрульных групп из местных жителей, общей численностью более 14 тысяч человек (Иншаков С.Н. Зарубежная криминология. – М.: Юрид.лит., 1997. – С.46).
Достаточное финансирование органов полиции США позволяет привлекать население для охраны правопорядка. Это достигается следующими способами: поощрение денежными выплатами граждан, активно содействующих органам полиции в розыске преступников, организация на добровольной основе клубов общественных помощников органам полиции, выдача различных поощрений (грамот, призов, памятных знаков и т.д.).
В практической деятельности американской полиции широко пропагандируется тезис о том, что преступления совершаются чаще всего тогда, когда потенциальные преступники встречают уязвимую, неохраняемую жертву и объект. Поэтому превентивные меры должны быть направлены либо на преступника, либо на систему безопасности, либо на потенциальную жертву (индивидуальная, общая и виктимологическая профилактика).
В-третьих, важным компонентом в противодействии преступности является виктимологическая профилактика. К примеру, представляют интерес широко распространяемые в населенных пунктах виктимологические прикладные разработки ученых США. Они содержат вполне реализуемые рекомендации гражданами относительно поведенческой линии в той или иной ситуации («Вы впервые в незнакомом городе», «Ночная прогулка», «Самообладание» и т.п.) (Некоторые рекомендации по мерам личной безопасности граждан, пребывающих в незнакомом городе // Борьба с преступностью за рубежом. – 1994. — № 4. – С.4.).
Сущность подобных рекомендаций базируется на том, что реальная оценка вероятной криминальной ситуации позволяет не только правильно действовать при чрезвычайных ситуациях, но и делает граждан более осторожными и предотвращает образование криминогенных ситуаций. По нашим данным, около 70% потерпевших от различных преступлений считают, что если бы им своевременно была оказана виктимологическая помощь, им бы удалось избежать своей печальной участи.
Кроме организационных мер, к примеру, в Великобритании приняты специальные законы, направленные на охрану прав и обеспечение защиты жертв преступлений. В частности, данными законами созданы необходимые организационные основы и материально-технические условия помощи жертвам преступлений. Так, еще в 1998 году только в Англии, например, в системе Национальной организации поддержки жертв активно работали свыше 16 тысяч волонтеров, прошедших курсы специализированного обучения навыкам работы с различными категориями жертв; за годы, прошедшие с момента ее создания, свыше одного миллиона потерпевших получили необходимую помощь и поддержку, а многие из них впоследствии сами стали добровольными помощниками в этой работе (Квашис В.Е. Основы виктимологии. – М.: Акад.МВД РФ, 1999. – С.68).
Акцентирование внимания на защите жертв преступлений позволяет органам правопорядка Великобритании эффективно осуществлять другие меры предупреждения преступности.
В целом, предупреждение преступности не может быть эффективным, если оно не мобилизует все возможности общества на плановой, систематической и скоординированной основе. В этой связи, не случайно во многих странах – членах Европейского Союза (Бельгии, Дании, Франции, Великобритании, Нидерландах, Норвегии, Швеции и т.д.) еще в 60-80-е годы ХХ столетия были созданы национальные организации, различающиеся по структуре и форме, для планирования и координации превентивной деятельности на всех уровнях. Эти организации, включающие представителей различных государственных и общественных организаций, служб и разных слоев общества, осуществляют превентивные и исследовательские программы в этой области и дают полезные рекомендации государственным органам и должностным лицам, вырабатывающим политику по борьбе с преступностью.
К примеру, в Бельгии на национальном уровне в 1985 г. был создан Высший совет по предупреждению преступности, возглавляемый министром внутренних дел и состоящий из представителей жандармерии, муниципальной полиции и административных агентов общей полиции Королевства; на провинциальном уровне в 1985 г. создана Провинциальная комиссия по предупреждению преступности, возглавляемая губернатором и состоящая из представителей жандармерии, муниципальной полиции. Этот совет по предупреждению преступности планирует и координирует превентивную политику жандармских подразделений, собирает документацию, осуществляет конкретные превентивные программы, участвует в научных исследованиях и выдает рекомендации по предупреждению преступности соответствующим национальным властям.
Во Франции также в 1983 г. на национальном уровне был создан Национальный совет по предупреждению преступности, который возглавлялся премьер-министром и включал пятерых членов парламента, тридцать пять мэров и двадцать пять других лиц. Данный орган состоял из четырех секций по следующим направлениям: социальная жизнь, образование, полиция и правосудие, научные исследования и связь; на региональном уровне был создан Совет департаментов, возглавляемый комиссаром республики и состоящий из представителей различных властей; на местном уровне создан Муниципальный совет по инициативе местных советников, возглавляемый мэром. На данный Национальный совет по предупреждению преступности возлагалась: разработка национальной политики по предупреждению преступности, стимулирование и координация правительственных антикриминальных инициатив, планирование профилактической деятельности Совета департаментов и муниципалитетов, координация сотрудничества между местными властями, добровольными организациями и частным сектором, изыскание источников финансирования программ по предупреждению преступности, информированию общественности и воспитанию психологии гражданской ответственности, изучение эффективности осуществляемых программ, проведение научных исследований в сфере предупреждения преступности.
На региональном уровне во Франции функционировало более 1000 муниципальных советов по предупреждению преступности, в состав которых входили местные выборные должностные лица, работники различных ведомств социальной сферы, представители неправительственных организаций. Работа советов была связана с обсуждением причин преступности и выработкой мер по их предотвращению.
Полиция Франции осуществляет и функции по предупреждению преступности, активно взаимодействуя с общественностью, в том числе и с муниципальными советами по предупреждению преступности. Так, в каждом отделении полиции имеется специальный отдел по связям с общественностью.
Общее руководство деятельностью полиции по предупреждению преступности возлагается на Субдиректорат при генеральной директории национальной полиции Франции, который разрабатывает конкретные предложения по применению средств для предупреждения преступности, осуществляет связь с государственными органами и общественными организациями, а также гражданами по проблемам предупреждения преступности, реализует профилактические меры в отношении преступных проявлений.
В свою очередь, население Франции добровольно объединяется в местные сообщества, оказывающие помощь полиции в борьбе с преступностью. В частности, широкое распространение получают так называемые кондоминиумы, деятельность которых направлена на предотвращение преступлений, особенно против личности и на бытовой основе.
Контакты полиции с населением благотворно влияют на уровень преступности, который неуклонно снижается и позволяет говорить об эффективности работы правоохранительных органов. К тому же имидж полицейского во Франции всегда находится на высоком уровне, и работа в органах полиции в этой стране считается одной из престижнейших.
В Великобритании с 1966 г. работает Постоянная конференция по предупреждению преступности, в состав которой входят представители Конфедерации британских промышленников, Торговой палаты, профсоюзов и Ассоциации старших офицеров полиции. Внутри этой организации рабочие группы по таким направлениям, как угоны автомобилей, ограбления квартир, магазинные кражи, детская, коммерческая и уличная преступность (Криминология: Учебник // Под ред. Миньковского Г.М., Кузнецовой Н.Ф. – М.: МГУ, 1994. – С.394-395).
В предупреждении преступности в Дании основную роль играет Государственный совет по предупреждению преступности, являющийся структурой, подотчетной министру юстиции. Руководящим органом совета является исполнительный комитет, в состав которого входят: комиссар и главный констебль национальной полиции, шеф полиции г. Копенгагена, представители местных властей, ученые-правоведы и практические работники. Исполнительный комитет состоит из пяти подкомитетов, на которые возложены непосредственные и конкретные функции по различным видам профилактической деятельности. Так, один из подкомитетов осуществляет информационное и методическое обеспечение проводимой предупредительной работы, другой — техническое (разработка и совершенствование технических средств предупреждения преступлений), третий – научно-исследовательское и аналитическое обеспечение и т.д. Подкомитеты активно сотрудничают с иными структурами, учебными заведениями, производственными коллективами, общественными организациями, средствами массовой информации. Одной из главных форм сотрудничества является выработка для заинтересованных государственных и общественных структур рекомендаций по предупреждению конкретных видов преступлений (кражи, грабежи, хулиганства, компьютерные взломы и т.д.). Кроме того, в национальной полиции Дании имеется специальное подразделение на правах отдела, решающее задачи по предупреждению преступности.
В Австрии же предупредительное воздействие на преступность согласно Закону о полиции, осуществляется Консультативным советом по предупреждению преступности, созданном при департаменте уголовных расследований полиции. Консультативный совет имеет в регионах консультативные бюро, число которых достигает около 30 сотрудников, половина из которых работает по совместительству. Деятельность Консультативного совета направлена на оказание помощи гражданам, которые выражают обеспокоенность по поводу своей собственной безопасности и безопасности близких лиц от угроз, исходящих от преступников. Также помощь выражается в оказании юридической помощи по вопросам, связанным с обращением в органы правопорядка и судебные инстанции. Характерной деятельностью Консультативного совета является его активное взаимодействие с другими государственными и общественными институтами в части оказания им консультативной и методической помощи в обеспечении предупреждения преступных проявлений.
В Канаде в 1998 г. создана структура – Национальный центр по предупреждению преступности, деятельность которого направлена на выявление причин и условий преступности и соответственно разработку программы по их нейтрализации. Причем разрабатываемые программы предполагают обязательное участие населения в реализации предупредительных мер.
При Министерстве юстиции Швеции был создан Национальный совет по проблемам предупреждения преступности, согласно информации которого, растет количество молодых людей, задержанных за вождение транспорта в нетрезвом состоянии. Рост числа преступлений, в целом, по стране шведские специалисты связывают с ростом потребления алкоголя. Самыми распространенными видами наказания являются штраф или условное заключение, которые выносятся прокурором без судебного разбирательства. В Швеции также принят Закон об исполнении наказания для несовершеннолетних в колониях закрытого типа, который позволяет малолетним правонарушителям отбывать срок наказания не в местах лишения свободы, а в специализированных учреждениях под наблюдением социальных служб. Как считают шведские специалисты, для борьбы с преступностью недостаточно только традиционных мер принуждения. Прежде всего, необходимы меры по предупреждению противоправных проявлений, при этом все слои общества должны быть вовлечены в превентивные усилия для того, чтобы снизить возможности совершения преступлений или предупредить развитие наклонностей к совершению преступлений.
Таким образом, вышеприведенные схемы функционирования координирующих органов по предупреждению преступности в США и в странах Западной Европы осуществляют свою деятельность в соответствии со специально принятыми законами в сфере предупреждения преступности. Это позволяют снизить нагрузку на органы уголовного правосудия и способствуют улучшению социального климата в стране, а также позволяют привлекать население на добровольной основе к осуществлению деятельности по предупреждению преступности.
В заключение отметим, что вышеприведенный зарубежный опыт в сфере предупреждения преступности может быть полезен и учтен в правоприменительной деятельности в Республике Казахстан.
Ещанов Алмаз Шукирович
Профессор Академии правоохранительных органов
при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан
доктор юридических наук, профессор,
старший советник юстиции,
почетный работник образования Республики Казахстан