Такая картина практически везде. Чековые аппараты могут быть, но их держат либо в стороне, либо стоит аппарат, но не «пробивают» чек. А печатая чек – делают это с таким одолжением потребителю, показывая свое недовольство, фактически оскорбляя человеческое достоинство, унижая человека. И это даже в двух шагах от государственных органов власти. Вроде и проверяют их, а толку? Видно надо более сильнее ужесточить ответственность на невыполнение требований законодательства по защите прав потребителей. Только есть некоторые люди, которые выбиваются из «общественной колеи», то есть не смотрят на других и постоянно требуют чек, там, где их не выдают. Они пишут жалобы в «книги жалоб» продавцов (видно совсем не работает этот институт), в государственные органы, в прокуратуру, налоговые, НПО, СМИ, партии. Но если это происходит в центре Астаны, то что говорить о регионах? Притом на граждан, защитников своих же прав, часто смотрят косо. Их могуг упрекать в том, что «ты мол пристал к продавцам, требуя чек», «позоришь себя» и т.д. Но стойкие люди понимают, что требуя чек, они обеспечивают себе безопасность от многих «напастей». Купил «опасные» товары, к примеру, товары, продукты или что-то другое, наносящие вред здоровью и не взял чек – то ты не докажешь потом от чего ты потерял здоровье, отравился, получил инсульт или инфаркт и т.д. И многие другие случаи. Лучше любить жизнь, свое здоровье! Иностранцы, те, вообще, не понимают, почему они должны требовать чек, когда это – прямая обязанность продавцов?
При совершении покупок, приобретении услуг — расчеты с гражданами осуществляются через ККМ (контрольно-кассовым аппаратом) с выдачей чеков. Притом невыдача чека способствует занижению получаемого дохода предпринимателя, что в свою очередь, влияет на полноту поступления налогов в бюджет. А чем больше бюджетных поступлений, то и затраты на социальную сферу растут.
Поэтому при покупке товаров, получении услуг обязательно требуйте чек контрольно-кассовой машины. Так как, требуя выдачу чека, Вы отстаиваете не только свои интересы и права, но и государства в виде пополнения бюджета налогами.
По налоговому законодательству денежные расчеты за наличный расчет и с использованием платежной карточкой производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
При применении контрольно-кассовых машин предъявляются следующие требования:
1) осуществляется постановка контрольно-кассовой машины на учет в налоговом органе до начала деятельности, связанной с денежными расчетами;
2) осуществляется выдача чека контрольно-кассовой машины или товарного чека на сумму, уплаченную за товар, работу, услугу;
3) обеспечивается доступ должностных лиц налоговых органов к контрольно-кассовой машине.
При этом чек должен содержать следующую информацию:
1) наименование налогоплательщика;
2) идентификационный номер налогоплательщика;
3) заводской номер контрольно-кассовой машины;
4) регистрационный номер контрольно-кассовой машины в налоговом органе;
5) порядковый номер чека;
6) дату и время совершения покупки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
7) цену товара, работы, услуги и (или) сумму покупки;
8) фискальный признак;
9) наименование оператора фискальных данных и реквизиты интернет-ресурса оператора фискальных данных для проверки подлинности контрольного чека контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных.
Ответственное лицо налогоплательщика при эксплуатации контрольно-кассовой машины:
1) осуществляет ввод информации о денежном расчете;
2) в случае отсутствия электроэнергии или неисправности контрольно-кассовой машины заполняет и выдает товарный чек;
3) в случае временного отсутствия сети телекоммуникаций, предоставляемых оператором фискальных данных, использует автономный режим работы контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и передачи данных;
4) заполняет книгу учета наличных денег;
5) при завершении смены выполняет процедуру «конец смены» путем снятия сменного отчета (Z-отчет) согласно техническим требованиям изготовителя модели контрольно-кассовой машины.
Таким образом, граждане Республики Казахстан, при приобретении товаров, работ или услуг посредством наличных денег и (или) расчетов с использованием платежных карточек имеют право требовать от продавца выдачу чека контрольно-кассовой машины, документа, подтверждающего факт осуществления между продавцом и покупателем денежного расчета и продавец обязан выдать данный чек покупателю при наличии обязательств по применению контрольно-кассовой машины. В случае отсутствия электроэнергии или неисправности контрольно-кассовой машины продавец обязан заполнить и выдать товарный чек.
Кодексом РК от 5 июля 2014 года № 235-V «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность (статья 284) за неприменение контрольно-кассовой машины при осуществлении на территории Республики Казахстан денежных расчетов, производимых при торговых операциях, выполнении работ, оказании услуг посредством наличных денег, а также применение контрольно-кассовой машины, являющейся неисправной или не состоящей на учете в органе государственных доходов по месту использования в виде предупреждения.
При этом за вышеуказанные действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания предусмотрен штраф на частных нотариусов, частных судебных исполнителей, субъектов малого предпринимательства в размере 15 МРП, на субъектов среднего предпринимательства — в размере 30 МРП, на субъектов крупного предпринимательства — в размере 50 МРП.
Также Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыдачу чека контрольно-кассовой машины или товарного чека либо выдаче чека контрольно-кассовой машины или товарного чека на сумму больше или меньше уплаченной за товар или услугу в виде предупреждения.
При этом за вышеуказанное деяние, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания предусмотрен штраф на частных нотариусов, частных судебных исполнителей, субъектов малого предпринимательства в размере 20 МРП, на субъектов среднего предпринимательства — в размере 30 МРП, на субъектов крупного предпринимательства — в размере 40 МРП.
Государственные органы, защитники прав потребителей, юристы обращаются к населению с призывом отстаивать собственные интересы как потребителей товаров, работ и услуг, повышать гражданскую активность путем требования чека контрольно-кассовой машины за приобретенный товар либо оказанную услугу.
В случае не выдачи чека контрольно-кассовой машины, граждане могут обратиться с жалобой на нарушения в соответствующие структуры Министерства финансов с указанием конкретных фактов и обстоятельств при наличии у налогоплательщика (продавца) обязательств по применению контрольно-кассовой машины в предпринимательской деятельности.
Саша Петров