Стратегия судебного образования в Республике Казахстан

Судебное образование должно способствовать развитию национальной судебной системы.
Основой реализации государственной политики в сфере судебного образования является Стратегия судебного образования Республики Казахстан на 2017-2020 годы (далее – Стратегия).
Согласно Стратегии, ее основной целью является повышение кадрового потенциала судов и дальнейшее развитие системы судебного образования.
Стратегия ставит перед собой следующие задачи: 1.совершенствование содержания судебного образования; 2.внедрение инновационных технологий судебного образования; 3.развитие научно-практического характера судебного образования; 4.содействие привитию и соблюдению высоких этических норм судьями.
После принятия данного документа, планировалось повысить уровень следующих направлений: укрепление фундаментальности подготовки, соединение учебного процесса, научных исследований и практики, соответствие тематики научных исследований и проектов преподаваемым дисциплинам, использование результатов исследований в образовательных программах; специализированное обучение судей (уголовная, гражданская, ювенальная, экономическая, административная и другие специализации); усиление профильной подготовки магистрантов; увеличение сроков прохождения производственной практики магистрантов; дальнейшее развитие практико-ориентированного подхода в обучении; постоянное совершенствование содержания учебного процесса за счет изучения и использования новейших достижений юридической науки; обеспечение взаимосвязи теоретической и практической подготовки через периодическое повторение теоретических знаний, тестирование полученных знаний и перенос теоретических знаний на практику; создание на базе Академии правосудия Юридической клиники; обеспечение реального повышения знаний и навыков владения иностранными языками; совершенствование учебно-методического обеспечения подготовки судей, в том числе оказание методической и организационной помощи учебным центрам со стороны Академии; разработка и внедрение эффективной программы переподготовки впервые назначенных на должности судей областных судов, председателей районных и приравненных к ним судов; совершенствование системы повышения квалификации преподавателей (тренеров); совершенствование стажировки судей в вышестоящих судах.
В настоящее время идет последовательная работа по реализации вышеуказанных направлений.
Кроме того, в рамках Стратегии большое внимание планируется уделить развитию научно-практического характера судебного образования.
Считаем, что реализация задач Стратегии будет привлекать судей к перспективным научно-исследовательским проектам, стимулировать судей заниматься научно-исследовательской работой в сфере действующего казахстанского и зарубежного законодательства, и, следовательно, совершенствовать связь между наукой и судебной практикой.
Контроль за реализацией Стратегии возлагается на Координационный совет по судебному образованию, ответственными за реализацию являются Академия правосудия, координаторы учебных программ, учебные центры, а также Департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде РК.
В этой связи, координаторами учебных программ и учебными центрами на постоянной основе проводится анализ потребности судей в обучении.
Плодотворно развивается работа и по международному сотрудничеству в сфере законодательства. Судьи, в совершенстве владеющие иностранными языками, имеют возможность участвовать на конкурсах для прохождения стажировки за рубежом, принимать участие в семинарах, проводимых как в нашей республике с участием международных экспертов, так и в других государствах.
Кроме того, в рамках Стратегии совершенствуется работа по взаимодействию Академии правосудия с опытными судьями и привлечению их к образовательной деятельности, а также участие судей-практиков в подготовке и экспертизе проектов нормативных правовых актов, нормативных постановлений Верховного Суда РК.
Считаем, что реализация задач Стратегии будет способствовать повышению подготовки профессионального уровня судей.

Айым Шаяхметова
судья СМАС г.Алматы